14 самых необычных рулевых колёс в истории автомобилестроения

После дверных ручек, руль является главной точкой нашего соприкосновения с автомобилем, так сказать, рукопожатием между человеком и машиной. Удобное рулевое колесо укрепляет партнёрские отношения, а странный и неудобный руль может вызвать отторжение ещё до того как вы отправитесь в путь.

С другой стороны, учитывая, что глобально мы движемся в сторону «автономных транспортных средств», не понятно долго ли он просуществует. Чтобы отпраздновать или оплакать этот факт, мы собрали 14 самых странных рулей в истории автомобилестроения, не считая современных, установленных в некоторых моделях Tesla, и тех, что Lexus готовит для своей новой модели RZ. В общем, давайте вспомним все необычные рули как в концептах, так и в серийных автомобилях.

 Мы исключили джойстики и все прочие эксперименты, остановившись на том, что действительно можно назвать «настоящим рулём». Модели расположены в произвольном порядке.

1. Chevrolet Corvair Testudo

Chevrolet Corvair Testudo – концепт, дебютировавший на Женевском автосалоне 1963 года. У него был один из самых аутентичных рулей в нашем списке, но примечателен он прежде всего тем, что стал одной из первых адаптаций традиционного рулевого колеса с приплюснутой верхней и нижней частью. Простой металлический обод с двумя спицами и множеством отверстий был стильным завершающим штрихом концепта, разработанного Джорджетто Джуджаро.

2. Lancia Beta Trevi

Возможно этот автомобиль покажется немного странным из-за обстановки, в которой он был выпущен. Простое рулевое колесо с двумя спицами, которое можно было найти в Lancia Beta Trevi – седане на базе хэтчбека Beta Berlina, дополняло приборную панель, которую часто называли «швейцарским сыром». Традиционно прямая горизонтальная полоса на руле была заменена изогнутой вниз спицей, которая выглядела неожиданно привлекательной, хотя и располагалась не по центру.

Основные характеристики Lancia Beta Trevi. Годы выпуска 1980-1984, двигатели 1.6-литровый/2.0-литровый атмосферный I4, 2.0-литровый I4 с наддувом, мощность 100-133 л. с.

3. Maserati Boomerang

Концепт Maserati Boomerang от Italdesign зарегистрировали как серийный автомобиль, хотя это был всего лишь выставочный образец, предшествовавший тому, что впоследствии стало Maserati Bora. Но как концепт Boomerang мог позволить себе выйти за рамки приличий, и дизайн руля от Джуджаро это подтверждает. Приборы были позаимствованы у Citroën SM и располагались в круглой нише, окружённой плотно прилегающим четырёхспицевым рулём. Он был настолько плотно прилегающим, что его трудно было поворачивать традиционным способом, а только с помощью ладони.

4. Lancia Stratos Sibilo

Соперники Italdesign – Bertone, в 1978 году сделали ещё один шаг вперёд в дизайне рулевого колеса, с концептом Stratos Sibilo. Концепт был длиннее и больше, чем Stratos, на котором он был основан, напоминая космический корабль с круглыми окнами. Шоколадно-коричневый интерьер и кресла в стиле ампир считались довольно традиционными, в сравнении с эргономичным многофункциональным рулевым колесом, которое больше напоминало игрушку для малыша, чем органы управления автомобилем.

5. Subaru XT

Subaru XT – это клиновидное купе из 1980-х, доступное как с передним, так и с полным приводом. Оно было очень аэродинамичным и имело кабину в стиле самолёта, с джойстиком переключения передач. Но асимметричное рулевое колесо, с перевёрнутой L-образной спицей в центре и площадкой для большого пальца («для идеального хвата»), выглядело как пистолет. SVX, через некоторое время пришедший на смену XT, вернулся к нормальной конструкции.

Основные характеристики Suburu XT. Годы выпуска 1985-1991, двигатели 1.8-литровый атмосферный или турбированный I4 и 2.7-литровый атмосферный V6. Мощность 97-145 л. с.

6. Citroën DS21

Citroën DS был новатором во многих отношениях. Например, в аэродинамике и комфорте. К тому же, он был первым серийным автомобилем с барабанными тормозами. В общем, он был чудом, и сегодня является предметом коллекционирования. У DS21 был один из самых крутых рулей – стандартный односпицевый, с центральным отверстием, похожим на портал в другое измерение, и обтянутым кожей ободом. Как вы знаете, в наши дни DS стал отдельным премиальным брендом Stellantis.

Основные характеристики Citroën DS21. Годы выпуска 1955-1975, двигатель 2.2-литровый I4, мощность 99-115 л. с.

7. Mazda MX-03

Mazda MX-03 была впечатляющим концептом 1985 года, с роторным двигателем с турбонаддувом мощностью 315 лошадиных сил и заявленной максимальной скоростью 290 км/ч. Хотя внешне машина была похожа на Acura NSX, интерьер напоминал скорее реактивный истребитель, чем суперкар: джойстик переключения передач, с кнопкой для большого пальца, цифровые датчики и двусторонняя рукоятка, которая была бы более уместной в кораблях из «Звёздных войн», чем дилерском автосалоне.

8. Bertone Lamborghini Athon

Lamborghini Athon от Bertone – это суперкар с двигателем V8 и откидным верхом. Концепт, разработанный Марком Дешампом, но так и не получивший всеобщего признания. Он послужил источником вдохновения для автомобилей из фильмов «Трон», «Вспомнить всё» и «Робокоп», но самым уникальным элементом в нём было рулевое колесо. На первый взгляд, если смотреть под определённым углом, кажется, что оно парит перед приборной панелью. Чистый кожаный обод прикреплён к ступице одной спицей, и при вращении вся ступица вращается вместе с ним. Это настоящий шедевр дизайна, хотя и крайне непрактичный с точки зрения производства.

9. Citroën Osmose

Сегодня мы живём в мире сенсорных экранов, планшетов и мобильных телефонов, так почему бы не сделать сенсорный экран и на рулевом колесе? Концепт Citroën Osmose разрабатывался для популяризации автомобилей по подписке, но именно уникальный дисплей на руле стал настоящей инновацией. Он всегда оставался неподвижным, реагируя только на прикосновения, а в центре «колеса» отображались скорость, навигационная информация и личные сообщения.

10. Oldsmobile Incas

Oldsmobile Incas – это концепт с передними дверями переходящими в крышу, и задними – типа «крыло чайки», с почти полностью стеклянной крышей и навесом моторного отсека. Проект появился 1986 году и принадлежал ItalDesign, отличаясь уникальным интерьером, включавшим цифровой дисплей и многофункциональное рулевое «колесо», которое, как и у Mazda MX-03, имело отдельные рукоятки по обе стороны от кнопок управления.

11. Pagani Zonda

Углеродное волокно, алькантара и алюминий – всё это отличительные черты невероятного дизайна интерьера моделей Pagani. У Zonda R он тоже был невероятным, изобилуя всем вышеперечисленным. Но самым уникальным элементом, пожалуй, был руль. Покрытый алькантарой обод, обрамляли переключателями из углеродного волокна. И всё это на каракасе из того же материала. В центре располагался тахометр со значком Zonda R. Для серийного автомобиля он был невероятно крут.

Основные характеристики Pagani Zonda R. Годы выпуска 2009-2011, двигатель 6.0-литровый AMG V12, мощность 740 л. с.

12. BMW Z22

В 1999 году, то есть ещё в прошлом веке, BMW хотела заглянуть в будущее с помощью концепта, в котором было «70 технических инноваций и 61 новаторское изобретение». Выглядел он при этом так себе. У концепта Z22 был проекционный дисплей, боковые камеры и сканер отпечатка пальцев, встроенный в рулевое колесо, вместо традиционного замка зажигания. Прямоугольный руль был оснащён электроусилителем и многофункциональными кнопками, которые, в том числе, позволяли увеличивать и уменьшать масштаб изображения на дисплее камеры заднего вида.

13. Spyker C8 Spyder

Spyker C8 – это спортивный автомобиль голландского производства начала 2000-х, с мотором V8 от AUDI. Но мы вспомнили о Spyder исключительно из-за его уникального рулевого колеса, вдохновлённого пропеллером самолёта. Руль с четырьмя спицами был изготовлен из фрезерованного алюминия, что было крайне небезопасно из-за отсутствия подушек, зато он мог стать прекрасным художественным элементом перед смертью.

Основные характеристики Spyker C8 Spyder. Годы выпуска 2000-2009, двигатель 4.2-литровый V8 с двойным турбонаддувом, мощность 395-516 л. с.

14. Ford Wrist Twist

Когда в 1965 году Ford представил эту технологию в специально переделанных кабриолетах Mercury Park Lane, компания предсказывала, что она завоюет мир. Система рулевого управления Wrist Twist, названная так потому, что поворачивалась запястьями, заменяя один большой руль двумя маленькими – справа и слева. Причём всю эту конструкцию можно было опустить так низко, что маленькими колёсами, вращавшимися одновременно, можно было управлять положив локти на подлокотники, что делало езду чрезвычайно комфортной. Однако система оказалась очень дёрганой и слишком чувствительной, что затрудняло маневрирование. Тем не менее, она значительно улучшала обзор и имела регулировку по высоте, что по тем временам считалось весьма продвинутой функцией.

Оставьте комментарий