Александр Долгих. Сколько на самом деле стоит автомобиль?

Жизнь автомобиля начинается задолго до момента, когда мы впервые садимся за руль стоящей в автосалоне модели. И платим мы за него тоже гораздо больше, чем он стоит на самом деле. 

Насколько больше? Ну это коммерческая тайна. Хотя, к примеру, АвтоВАЗ в своё время раскрыл себестоимость LADA Granta, и выяснилось, что покупая «Ладу» вы платите в полтора-два раза больше. Это совсем не много, потому что при покупке Mercedes или BMW вы переплатите значительно больше. За инвестиции компании в исследования и перспективные разработки, за строительство заводов, за разбитые на краш-тестах машины, за дорогущие и часто бесполезные концепт-кары, за испытания, за сертификацию в стране, за шильдик, за логистику, за рекламу, за покупку автомобильных журналистов, за участие в международных выставках… Вы заплатите сотрудникам и руководителям завода, менеджерам по продажам… В общем, вы заплатите за всё, а не только за железо и пластик, как вы возможно полагали. Разумеется, в бизнесе, который приносит только убытки, нет смысла, и я отдаю дань уважения компаниям, которым удаётся достигать максимальных прибылей и утолять вечную жажду своих акционеров. Но если слухи о том, что реальная стоимость производства не превышает 20% прайсовой цены подтвердятся, то это уже не смешно. Понятно, что сборка автомобиля обходится в кучу денег. Детали изготавливаются отдельно, потом доставляются на завод, где их собирают роботы ценой в миллиарды, и люди, которым нужно платить зарплаты.

Но тогда может быть автопроизводителям поступать так же, как делала IKEA, и присылать все детали автомобиля в контейнере прямо к вашему дому? И никаких заводов, никаких роботов и людей. Понадобится только центральный офис, который будет наклеивать на контейнеры стикеры с адресами заказчиков, и переводчик, который напишет на всех языках подробную инструкцию по сборке, суть которой сводится к тому, что для получения из этой кучи запчастей автомобиля, достаточно всего лишь базовых навыков электродуговой сварки, пара баллонов аргона и несколько тюбиков промышленного клея. Можете смеяться, но это не такая уж фантастическая картина. Ведь по большому счёту уже сейчас все автомобили – это конструктор, из деталей которого получаются разные модели. Между Rolls-Royce и BMW 7-й серии практически нет разницы. И я не против. Я понимаю, автопроизводители пытаются объединяться, чтобы сэкономить и в конечном счёте сделать машины дешевле. Но только представьте, сколько можно сэкономить, если скооперироваться не паре-тройке марок, а всем сразу! И как сильно отличалась бы цена, доставляй производители запчасти сразу к дому, минуя посредников. А какие просторы для творчества! Для изготовления деревянных вставок в салоне можно было бы использовать любое дерево, например, спилить берёзу под окном. Кузова тоже делали бы сами. Думаю, появилось бы множество кузовных ателье, как раньше. Или ещё круче: моделируешь кузов в 3D-Max, распечатываешь на 3D-принтере и просто надеваешь на шасси. В целом, отличная идея! За исключением того, что такой хэнд-мейд автомобиль скорее всего не поедет. Правда в том, что собрать икеевскую полку для ванной – это одно, а автомобиль с двигателем, трансмиссией и всеми прибамбасами – совсем другое. Тем более, что большинство современных пользователей не может понять устройства велосипеда или тостера, а под «собрать машину» подразумевает склеивание готовых деталей из набора Airfix. Именно поэтому мы вынуждены платить так дорого за то, что в действительности стоит в пять раз меньше. Но честное слово, я лучше переплачу и куплю Haval, собранный на заводе в Туле, чем начну собирать его сам. Просто я не хочу, чтобы он бил меня током всякий раз, когда я прикасаюсь к рулю.

Оставьте комментарий