Автотуризм и психологическая совместимость

Продолжая разбираться в теме автомобильного туризма, нельзя не затронуть, пожалуй, самую важную его часть – психологические аспекты путешествия, мотивацию и совместимость, конфликты в команде и выбор попутчиков. 

НАЧАЛО.

Любой опытный путешественник скажет: «Сколько не собирайся – всё равно одного дня не хватит». С этой проблемой легко справиться, если всегда держать снаряжение в порядке и полной боевой готовности. Возьмите за правило после каждого возвращения перебирать его, чистить и раскладывать по своим местам. Почему-то никто из моих друзей не использует ящики для хранения со специальными бирками, на которых написано, что лежит внутри. А между тем, во многих зарубежных фильмах в гаражах и на чердаках пространство организованно именно так. И ещё, хорошие ящики для хранения уберегут ваши пожитки от голодных мышей и плесени.

Таким образом, проблема сборов, когда пытаешься ничего не забыть, решается рациональным подходом к хранению снаряжения.

Сборы по списку, с отметками «это взял, это взял», тоже очень дисциплинируют. Но если каждый раз предметы из списка приходится искать часами, то сборы затягиваются и сопровождаются нервными срывами. Опытные жёны не заваливают багажник своими вещами, потому что надобность той или иной экипировки заранее обсуждается на семейном совете. Обычно достаточно трёх-пяти раз, потом уже все всё понимают и лишнее остаётся дома. В общем, не спешите и держите свои полки и ящики в порядке. Тогда даже сборы превратятся в удовольствие от ещё не начавшейся поездки.

ПОПУТЧИКИ.

Мы привыкли к друзьям на кухне, на даче, в офисной курилке, но эти же люди, с кружкой кофе в одной руке и шампуром в другой, могут принципиально сменить поведенческую модель в сложных ситуациях вашего совместного путешествия. По моему опыту, все автотуристы делятся на два основных типа: одним нужно ехать, другим – смотреть. Бесконфликтное объединение этих групп практически невозможно. Так как первым важно за день преодолеть 900 км, а вторым сделать как-минимум сто фотографий на каждой из трёх попутных достопримечательностей. Выход прост. Раз уж вы собрались ехать с кем-то (даже на море), начните с переговоров и обсуждения деталей. Даже такой простой вопрос как «кто что берёт», вызывает серьёзные разногласия, в пути переходящие в большие претензии. Поделив совместное кемпинговое снаряжение и определившись, что и в какой машине везти, обсудите друг с другом с какой целью вы отправляетесь из пункта А в пункт Б, как и с какой скоростью планируете ехать, где останавливаться, питаться и посещать туалеты, как ночевать. Опытные путешественники, читая эти строки, наверняка ухмыльнутся, а вот новичкам это поможет спасти добрые отношения в команде.

Выяснив кто что берёт и как едет, нужно подумать о том, как вы будете проводить время в путешествии. Будете ли гоняться за приключениями или устраивать каждый вечер пытку едой. Даже заранее оговорённое время подъёма группы – большой вклад в психологическое здоровье коллектива. Ежедневно срабатывающий в 5:30 будильник, в одной из палаток, может натворить больше бед, чем голодный енот, пришедший поживиться остатками вашего ужина. Уважайте друг друга! Если едете с кем-то в первый раз, особенно далеко, обсуждайте все детали заранее, иначе групповые выезды закончатся для вас навсегда, и вы перейдёте в категорию путешествующих одиночек.

КОНФЛИКТ ВНУТРИ.

Никто не застрахован от сложных ситуаций. И часто одной части коллектива категорически не нравится то, что полностью устраивает вторую его часть. По моему опыту, есть несколько способов выхода из подобных ситуаций. В русскоговорящих экспедициях принято назначать Старшего, Главного, Шефа или Командора, который своим топором при необходимости разрубает любой узел проблем. И все участники должны это принять. Кроме того, наличие Старшего помогает в особо экстремальных ситуациях, будь то аварии, сложные поломки или конфликт с местными жителями, иногда перерастающий в перестрелку. Мне довелось принять участие в семи международных экспедициях по Южной Америке, которые организовывал немецкий штаб. Так вот там возникающие проблемы решаются путем демократических дебатов, во время которых каждый спокойно выражается свою точку зрения и обосновывает её. Никто не принимает никакую сторону заранее, но после дискуссии, а она может продлиться целый вечер, на утро будет готово решение, которое обязательно устроит всех.

Нужно учитывать, что у вас может быть «аллергия» на определённых людей. И к сожалению, это не редкость. Собственно, поэтому членов космических экипажей подбирают так тщательно. То есть человек ещё ничего не сказал и не сделал, а вы уже раздражены, потому что он вам не нравится и вызывает неприязнь. А впереди ещё несколько недель пути и назад дороги нет. Попробуйте перевести отношение к нему «в мультяшное» и представьте его каким-нибудь диснеевским героем – гномом, Шреком, сусликом или пингвином. Поверьте, дальше он будет восприниматься вами как мультгерой и в ответ на его действия и слова вы будете только улыбаться. Небольшое усилие – и атмосфера в коллективе снова в норме. Разумеется, «гному» не нужно говорить, что он гном. Ни сейчас, ни потом.

К счастью, в 99,99% поездок, и думаю вы это подтвердите – выезжают только адекватные люди. И наш брат-автотурист потому и брат, что дышит с тобой одним воздухом и ест из одного котелка. Главное, берегите свою команду от алкоголя. Неумеренное употребление спиртосодержащих жидкостей разрушает не только семьи, но и очень сплочённые коллективы.

СКОРОСТЬ И ВРЕМЯ.

Как только вы начинаете торопиться – вы гарантированно не успеваете. Планируйте маршрут таким образом, чтобы иметь возможность вернуться, не доезжая до точки финиша. Оставляйте резервные дни, которые позволят немного отдохнуть или заняться незапланированным ремонтом. Не закладывайте слишком длинные перегоны, особенно на офф-роудных участках, иначе путешествие превратится в борьбу со сном и плохой дорогой.

Одна сильная команда собиралась отправиться в Африку и проехать сразу несколько стран, планируя проходить по 450 километров в день. На мое замечание, что для Африки (как, кстати, и для Монголии) это нереально, и нужно ориентироваться максимум на 200 километров, они улыбнулись и сказали, что сами с усами. Через полгода, просматривая их отчёт, который почти целиком состоял из страшных африканских мастерских, где они постоянно меняли рессоры и приваривали оторванные амортизаторы, я нашёл только одну фотографию ночной саванны, на которой в свете фар был выхвачен полосатый зад зебры. Бесконечная гонка, из-за неправильно составленного графика, не позволила команде увидеть то, ради чего все едут на Чёрный континент. То есть в Африке-то они были, но Африки не видели. Невозможно успеть всё за один раз. Оставьте время на созерцание, утренний чай в туманной дымке рассвета и вечерние беседы у костра под миску плова.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

У всех из нас есть глаза, но на мир они смотрят по-разному. И то, что кажется вам прекрасным, может быть совершенно чудовищным для других. Находите компромиссы и точки соприкосновения, уважайте своих попутчиков. Я, к примеру, категорически не переношу всякие заброшки, но если команде хочется побродить по мёртвой деревне или развалинам дореволюционной фабрики – пусть бродят. Если мне захочется провести ещё час на берегу озера, то коллектив всегда меня в этом поддержит. Только при условии взаимоуважения и уступок, вы привезёте из путешествия максимум впечатлений и опыта. Заранее распределённые обязанности (например, работ по лагерю и кухне) сохранят нервы и порядок. Все актеры должны играть свои роли по сценарию. Импровизация, конечно, приветствуется, но она не должна идти в разрез с концепцией всего спектакля.

Текст Сергея Лысенко

Оставьте комментарий