До начала XXI века все автомобили приводились в движение исключительно двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине или дизеле. Это был единственный доступный вариант.
Но теперь помимо ДВС у нас есть несколько видов гибридов, электромобили с батареями или на топливных элементах. У каждого из них свои преимущества и недостатки, и недавно мы писали о разнице между HEV и PHEV. Сегодня речь пойдёт о сравнении гибридных и электрических автомобилей, что возможно поможет решить, какой будет ваша следующая машина.
Гибридная трансмиссия
Итак, мы говорили о том, что после стандартного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) появилось два варианта гибридов. Первым был так называемый HEV, который по-прежнему работал на бензине, но в паре с электродвигателем и небольшим аккумулятором. Они дополняли основной двигатель, повышая его производительность и снижая расход топлива.
Гибридный двигатель обычно размещают в коробке передач, а аккумуляторная батарея слишком мала, чтобы автомобиль мог проехать на чистом электричестве больше двух-трёх километров.
Подключаемый гибрид (PHEV) работает аналогичным образом, используя ДВС одновременно с электродвигателем и аккумулятором. Однако его аккумулятор обычно намного больше и дольше служит. Вместо того, чтобы просто усиливать стандартный мотор, эта установка позволяет ездить на чистом электричестве, хотя и не слишком далеко.
Оба варианта считаются экологичными, потому что в одном случае выбросы заметно снижаются, а в другом их может не быть совсем. Достижения в области технологий помогли преодолеть проблемы, с которыми сталкивались ранние гибриды, такие как меньшая грузоподъёмность и более высокие затраты на обслуживание.
Электрическая трансмиссия
Поскольку электрическая тяга уже доказала свою эффективность в гибридах, вполне логично, что полностью электрические транспортные средства стали следующим этапом развития. Как и гибриды, они бывают нескольких типов: на аккумуляторах (BEV) и топливных элементах (FCEV), которые иногда называют водо-гибридными.
На сегодняшний день наиболее распространены электромобили с аккумуляторным питанием. Они могут быть оснащены одним, двумя, тремя и даже четырьмя электродвигателями и ёмкой батареей, способной обеспечить запас хода до 800 километров. Они располагают впечатляющей мощностью, разгоняясь до 100 км/ч всего за несколько секунд. Однако у них есть два принципиальных недостатка, всё ещё заметно влияющих на показатели продаж – это время зарядки и развитие инфраструктуры зарядных станций. Правда, в этом направлении ведётся постоянная работа и уже достигнуты заметные результаты.
Водородные системы являются относительно новыми и пока не получили широкого распространения. Водородный двигатель, в котором энергия вырабатывается топливными элементами, чрезвычайно эффективен и намного чище, чем обычный электромобиль, потому что электроэнергия для зарядки как правило вырабатывается не самыми экологичными методами. К сожалению, инфраструктура поставок водородных топливных элементов развита слабо и лишь немногие автопроизводители проявляют к ним интерес, поскольку массовое производство электромобилей значительно проще. Лидерами водородных технологий на сегодняшний день являются Toyota и BMW.
Как работают топливные элементы?
Вместо аккумуляторной батареи в автомобилях на водородных топливных элементах установлен бак с водородом. Химический процесс разделяет водород на протоны и электроны. Электроны создают постоянный поток электричества, который питает электродвигатель.
Что лучше, гибрид или электричество?
Итак, чисто теоретически, что лучше по соотношению цены и качества? Определенно есть аргументы в пользу каждого из направлений, и внутри каждого из них есть множество вариантов. Тема электромобилей развивается колоссальными темпами, а гибриды часто воспринимаются как некий промежуточный, переходный вариант. Хотя, инженеры Toyota считают, что на сегодняшний день именно гибриды являются оптимальным выбором. Давайте рассмотрим плюсы и минусы гибридных и электрических автомобилей, и попытаемся понять, что из них предпочтительнее.
Среди плюсов гибридов, хорошо зарекомендовавшая себя и проверенная технология. Годы её обкатки сделали гибридные автомобили надёжными и вполне доступными. В вашем арсенале всегда остаётся привычный бензиновый двигатель, который легко обслуживать, а показатели расхода топлива близки к идеальным.
При этом, в нашей стране всё ещё мало гибридных моделей. Технология не всем понятна и отпугивает потребителей. Электрический диапазон крайне ограничен, если вообще есть.
Преимуществом электромобилей являются чрезвычайно эффективные и мощные силовые агрегаты, отсутствие вредных выбросов и расходов на топливо, бесшумность и технологичность (даже в базовых моделях). Но их выбор тоже невелик, для подзарядки требуется специальное оборудование, а время зарядки может быть длительным.
Автомобили с двигателем на топливных элементах являются воплощением высоких технологий и экологичности, но их появление в автосалонах – вопрос далёкого будущего. В сравнении с ними, даже электромобили – грязная технология, ведь нельзя забывать откуда берётся энергия. Большинство людей не думают дальше розетки, но эта розетка подключена к электростанции, которая использует газ, уголь или ядерное топливо.