Для чего нужен «лосиный тест» и как он помог Toyota?

Его смысл в том, что если вы способны увернуться от лося, то (вероятно) увернётесь от чего угодно.

Из всех существующих автомобильных испытаний, наиболее известен так называемый «тест лося». Отчасти это связано с его необычным названием, а отчасти с тем, что в своё время он позволил выявить серьёзные недостатки в управляемости некоторых культовых автомобилей. Мы понимаем, что подобные тесты не играют первостепенной роли при принятии решения о покупке машины, однако вам наверняка важно знать, как поведёт себя автомобиль в неожиданной ситуации. Тем более, что в некоторых регионах, выбегающие на дорогу животные, не такая большая редкость, как, скажем, встреча с инопланетянами.

История и стандарты. 

Изобретённый шведским журналом Teknikens Värld ещё в 1970-х, он должен был продемонстрировать способность автомобиля «объезжать неожиданно появившиеся объекты на скорости». Упоминание лося появилось лишь годы спустя. Со временем тест был принят «Международной организации по стандартизации» (ISO), и сегодня предполагает сухую трассу с конусами, установленными в форме буквы S, по которой автомобили проезжают с «максимальной массой, на всё более высоких скоростях». Тест считается пройденным, если модель может выполнить манёвр на скорости не менее 72 км/ч, не сбив конусы и не перевернувшись. Конечно, существует множество других специальных правил, обеспечивающих участникам равные условия, но мы не будем тратить на них время (номер теста в ISO – 3888-2: 2011, если вам нужны все детали).

Плюсы.

Хотя он и называется «тестом лося», его значение выходит за рамки необходимости избежать столкновения с крупными животными. Реальность такова, что во время движения на вашем пути могут внезапно появиться самые разные препятствия – от домашних животных, до покидающих парковку автомобилей, играющих детей и всего, чего угодно. Резкий поворот в одну сторону, затем в противоположную – обычная история, и важно знать, как автомобиль на неё отреагирует. Тест не раз заставлял автопроизводителей вносить существенные изменения в конструкцию своих моделей. Самым известным примером стал случай с Mercedes A-класса 1997 года, который привёл к масштабному скандалу в СМИ. Когда А-класс вышел, автомобильные журналисты нахваливали его за комфорт, но мало кому пришло в голову испытать пределы возможностей первого переднеприводного автомобиля Mercedes-Benz. Примерно через месяц начались «лосиные тесты», и два А-класса почти сразу же перевернулись, а несколько других сломались. Опубликованные результаты, в конечном итоге, вынудили компанию приостановить продажи. A-класс вернулся на рынок только после того, как Mercedes доработал подвеску, включив систему стабилизации в стандартную комплектацию. Аналогичный случай произошёл в 2016 году с Toyota Hilux, которая едва не перевернулась, что привело к замене системы курсовой устойчивости, устанавливаемых на заводе шин и новому рекомендуемому давлению в них. Разумеется, владельцы Hilux грудью встали на защиту своего любимого пикапа, но сразу несколько грузовиков такого же (а то и большего) размера благополучно прошли тот же тест на более высоких скоростях.

Минусы.

Хотя тест и полностью стандартизирован, вы не можете стандартизировать мастерство водителя, что заметно искажает результаты. После пиар-провала Mercedes A-класса, компания прибегла к помощи многих «опытных водителей», «нормальных водителей» и журналистов, чтобы провести тесты ещё раз и убедиться, что доработка подвески исправила выявленные недостатки. Их результаты были опубликованы в исследовании Йорга Брейера из Daimler-Benz AG в 1998 году. Благодаря тысячам тестовых заездов было признано, что проблема была успешно решена, но компания обнаружила расхождения, которые «поставили под сомнение жизнеспособность лосиного теста в реальной жизни». Например, опытные пилоты смогли пройти трассу «на значительно более высоких скоростях, при более низких значениях угла поворота рулевого колеса и скорости его поворота», по сравнению с журналистами и обычными водителями. «Расхождения в результатах показали, что этот манёвр нельзя классифицировать как объективный и надёжный тест на активную безопасность». Кроме того, в ходе испытаний выяснилось, что «торможение, в сочетании с одновременным поворотом руля, было наиболее частой реакцией реальных водителей», а стандарт ISO требует, чтобы автомобиль объезжал препятствия с постоянной скоростью. Другими словами, вы должны держать ногу на педали, даже когда инстинкт требует тормозить. Конечно, это всего лишь одно исследование, но оно даёт важную информацию о том, почему не все используют лосиный тест.

Победители побеждённые.

Если говорить о последних испытаниях, то их настоящей звездой стала полноприводная Tesla Model Y (2021 год), которая смогла пройти трассу на поразительной скорости 83 км/ч (тесты KM77). Система контроля устойчивости идеально корректировала занос задних колёс, доказывая, что вполне способна справиться с двухтонным автомобилем. Среди проигравших можно было бы назвать уже упоминавшийся пикап Toyota Hilux (2016 год), но его неудача, напротив, показала преимущества независимых испытаний. Когда в Teknikens Varld начинали тестировать Hilux, у них не было завышенных ожиданий, потому что и его предшественник, несколькими годами ранее, показал не лучшие результаты. Однако он оказался на двух колёсах уже на скорости 60 км/ч, что было удивительно плохо. Но Toyota, есть Toyota. В компании не стали мириться с плачевным результатом и провели внутреннее расследование, кардинально изменив подвеску и её настройки. Доработанный пикап вернулась в Teknikens Varld и блестяще прошёл все тесты. Сегодня Hilux является одним из самым продаваемых автомобилей во многих странах мира. К примеру, в 2022 году Toyota продала больше полумиллиона машин, ориентируясь не только на коммерческий сектор, но и на обычных владельцев, использующих Hilux как повседневный транспорт. Можете ли вы представить, что произошло бы, если бы его недостатки не были обнаружены почти сразу после старта продаж?

Оставьте комментарий