Поверьте, скрипы могут вызывать и более серьёзные проблемы, чем просто раздражение.
Находясь за рулём нужно внимательно прислушиваться к звукам, которые издаёт ваш автомобиль, и к ощущениям, возникающим при запуске двигателя и движении. Любые необычные скрипы, стуки и свисты, могут являться признаком того, что вам следует обратиться за профессиональной диагностикой, а то и помощью. Вообще, механические неполадки вызывают самые разнообразные звуки, но скрип является наиболее частым из них. Изначально он может быть результатом незначительной проблемы, но если не обращать на неё внимания, то в будущем она может перерасти в гораздо более значительную и дорогую. Давайте попробуем разобраться, откуда берутся скрипы и что с ними делать.
Чаще всего скрипят, поют и щёлкают пластмассовые детали отделки салона. Иногда это происходит от времени, то есть долгой эксплуатации, иногда – после не слишком аккуратной сборки входе ремонта. Существуют модели, скрипы в которых – хорошо известный производственный дефект. И как правило, все они давно описаны в интернете. Скрипы сильнее проявляются в морозы, а летом, в жару, могут вовсе исчезать. Так или иначе, чтобы назойливый скрип не мешал, его надо локализовать и устранить. Для начала нужно освободить все ёмкости и места хранения (дверные карманы, бардачок, нишу подлокотника и т. д.) от всего, что там есть, включая мелочи. Ведь даже застрявшая в щели бардачка скрепка может стать причиной раздражающих шумов. После этого, с ярким фонариком, нужно пристально рассмотреть все места, где видны соединения пластиковых деталей. Если увидите белёсую потёртость, или мелкую пластмассовую пыль – место найдено. Если нет – пошевелите рукой деталь, на которую падает подозрение. Не удалось определить место скрипа? Сажайте рядом помощника и отправляйтесь в тестовое путешествие. Помощник нужен потому, что в салоне автомобиля, сидящие на разных местах, слышат скрипы по-разному, а значит это поможет точнее определить откуда доносится звук. Однажды мне пришлось разобрать половину салона, в поисках частых потрескиваний при разгоне. А севший рядом со мной пассажир взялся рукой за рычаг ручника и мигом нашёл источник звука – люфтящую кнопку фиксации.
Неплохо снабдить помощника стетоскопом или метровой длины трубкой, наподобие той, что соединяет бачок омывателя с форсунками. Один конец (предварительно обернув салфеткой), аккуратно вставляем в ухо. Другим, как микрофоном, водим по салону. Приближение к источнику звука даст резкое его нарастание и поможет локализации.
Встречались скрипящие клавиши на панели приборов, скребущий звук от боковой панели в ногах водителя (износились пистоны крепления), болтающийся рычажок включения поворотников, пучок проводов внутри водительского сиденья, достающий мелкими ударами по обивке изнутри, вибрирующее в такт работе мотора центральное зеркало, «поющая» ручка переключения передач, зумерящий тросик спидометра, подлокотник на центральном тоннеле, вибрирующий от вращения кардана под ним и т. д. .
Если все эти опыты не увенчались успехом, предстоит сложная работа по демонтажу наиболее подозрительных деталей. Иногда, в поисках «сверчка», поселившегося за приборной панелью, приходится снимать и разбирать всю переднюю панель. Это долгая работа, в ходе которой придётся дотошно перебрать все соединения, в поисках отвинченных саморезов, сломанных или люфтящих пистонов, неплотно сидящих в гнёздах воздуховодов и так далее. Подозрительные стыки и соединения нелишне проклеить антискрипной лентой, а оси пластмассовых заслонок, всевозможные рычажки и кнопки в местах трений, промазать каплей силиконовой смазки. В целом, это работа для тюнингового ателье, или для гаражной компании – в зависимости от возможностей и привычек владельца автомобиля.
Главное после этого, так же внимательно и не торопливо собрать детали обратно, обращая внимание на места их соприкосновения. Уложить на место и закрепить все жгуты, тросики и тяги, защёлкнуть все пистоны, затянуть резьбовые крепления. Результат, почти наверняка, вас порадует.
Хуже, если скрипят или щёлкают детали подвески, опоры силового агрегата, словом всё то, что находится не в салоне, а под капотом или днищем. Поиски скрипящих узлов технической части автомобиля лучше проводить на подъёмнике, хотя кое-что можно диагностировать и прямо на стоянке. Например, скрипящая шаровая опора издаёт очень характерный треск при повороте передних колёс и при покачивании автомобиля из стороны в сторону (достаточно раскачать машину, держась за широко открытую дверь или багажник на крыше). Можно нажать на край капота, только аккуратно, чтобы его не помять. Для этого нужны двое – один раскачивает, другой слушает, одновременно прикасаясь к детали. Такой скрип всегда сопровождается ощутимой вибрацией. Кстати, скрипящий сайлентблок тоже порой можно определить раскачкой машины, и подтвердить свою догадку, сбрызнув его любой аэрозольной смазкой. Стих после аэрозоля – точно он! Ловить этот звук надо в сухую погоду – наверняка в сырую скрипящие сайлентблоки, как и прочие детали подвески, стихнут, используя влагу в качестве смазки.
Со стуками сложнее. Нужно искать люфты, например, в креплении амортизаторов, стабилизатора, в рулевой рейке, элементах подвески и опорах мотора. Всё это весьма профессиональные работы, которые по плечу немногим любителям. Тем не менее и тут рецепт один – последовательное и планомерное исключение узлов. Чудес не бывает – рано или поздно стук будет найден. Или, как говорится в известной слесарной присказке – «выйдет наружу». Кстати, легче всего определить изношенный рулевой наконечник. У стоящего на земле автомобиля достаточно покрутить вправо-влево руль. Люфт определяется наощупь: нужно зажать в кулак место, закрытое резиновым пыльником (разумеется, необходим помощник). Порванная опора силового агрегата передаст дрожь от двигателя на кузов и будет громко стучать при разгоне или торможении двигателем. Её можно диагностировать, наклоняя работающий мотор. Дрожь пропала – опору менять. Стук в дверном замке заметен по люфту в закрытом положении, и заметно возросшем усилии при закрывании двери. Люфтящая рулевая рейка просигналит ударами в руль при проезде коротких неровностей.
Ещё тяжелее диагностировать стуки и скрипы, исходящие от кузовных деталей. В 99% случаев причины этого – ДТП и последующий некачественный ремонт. И если задевающий за проём капот несложно отрегулировать самостоятельно, то добиться тишины от неправильно навешенной двери, не попадающей в невыправленный после аварии проём, будет значительно тяжелее. Случается, щелчки и стуки издают на ходу плохо проваренные и разошедшиеся точки сварки. Из наиболее экзотических примеров – касающиеся друг друга внутренние панели стойки крыши, которые горе-ремонтники поленились сварить. Кстати, этот «сверчок» так доставал переднего пассажира, что тот однажды с силой врезал в место соединения стойки и крыши изнутри. Скрип на время пропал, помогая водителю понять, где и что искать.
В общем, борьба с посторонними шумами – занятие творческое, требующее внимательности и большого количества времени, но соблюдая правила дедукции, не спеша, можно найти даже самого неприятного и глубоко спрятавшегося «сверчка».