Похоже, японцы окончательно проиграли глобальную конкуренцию и в ближайшие десятилетия мы будем выбирать между корейскими и китайскими моделями.
Японцы об этом знают, но поделать ничего не могут. Ещё недавно они были самой прогрессивной страной в мире, внедряли современные технологии и продавали их всей планете. Но постепенно, незаметно, можно сказать исподволь, практически всё, что производила Страна восходящего солнца, начали делать сначала в Корее, а затем и в Китае. Причём, товары конкурентов оказались не только дешевле, но иногда даже технологичнее.
Всё нормально, деньги есть
Единственным направлением, в котором японцы продолжали сохранять позиции, было автомобилестроение. Однако, глядя на Geely Coolray, можно уверенно сказать – уже нет. Я обсуждал эту тему с менеджерами японских компаний, и они вынуждено признавали, что их бизнес-модель устарела. Решения принимаются невероятно медленно, а внутренняя бюрократия превратилась в огромную гирю, сковывающую любое движение. Безусловно, они по-прежнему делают очень качественные и надёжные вещи (во многом благодаря той самой медлительности и бюрократии), но быть лидерами перестали. Привет, Китай! Теперь ты будешь определять моду на российском рынке, потому что, скорее всего, никого больше не останется, а Корея падёт под натиском многочисленных китайцев. Ведь в отличие от жителей Страны утренней свежести у граждан Поднебесной нет никаких тормозов, зато есть неограниченный денежный и человеческий ресурс, позволяющий воплощать любые фантазии. Впрочем, корейцев со счетов списывать рано, и мы будем внимательно следить за переделом мирового рынка. Кажется, он будет драматичным.
Единственное, что может помешать китайцам захватить мир – это их огромный внутренний рынок, позволяющий не слишком торопиться с выходом на международный. Поэтому экспорт для них что-то вроде хобби. И кстати, Geely Coolray – прямое тому подтверждение. Попробую объяснить. Мир стремительно стареет. Точнее, тот мир, у которого есть деньги. В той же Японии, к примеру, через тридцать лет останется только половина населения (об этом обречённо рассказывают сами японцы). Вся Северная Европа уже давно выживает за счёт иммигрантов. Даже знаменитая формула «Москва – третий Рим» безнадёжно устарела. В Римской империи около 30 процентов населения составляли дети младше 14 лет, примерно, как сейчас в Марокко. Так что сегодня Марракеш – это третий Рим, однако вряд ли там кого-то интересует Coolray. Но китайцам наплевать на подобные тонкости. У них, как сейчас говорят, совершенно иной нарратив. Например, концепция «Стремление сквозь пространство и время». Узнаёте китайцев? Да, такими же они были два тысячелетия назад. И сколько ни нанимай на службу европейских дизайнеров, инженеров и маркетологов, суть их бизнеса остаётся прежней, и узнать о ней можно в Храме Неба.
Для сравнения французы мыслят гораздо реалистичнее, поэтому они продают нам транспорт для стареющих дачников и снимают жирные рыночные сливки. А кому китайцы предлагают свой Coolray? Они считают, что спортивной и амбициозной российской молодёжи. Вы слыхали про таких? Работая над дизайном кроссовера, сотрудники Geely наблюдали за жизнью молодых людей (надеюсь, они не ставили камеры в душевых). Они бредят юной порослью, помешанной на динамичном вождении. Как вам стратегия? И ведь это не единичный пример. Haval F7 тоже выводили на рынок с подобной идеологией. Дорогие мои китайцы, давайте я вам расскажу, о чём мечтают молодые россияне. Те, у кого есть деньги – о BMW M-серии и Mercedes-Benz AMG. Остальные, и таких большинство, размышляют: а не чипануть ли свою «Весту»? Места для Coolray в этом ряду нет. И если экспорт для вас не хобби, было бы неплохо об этом знать.
По размеру Geely Coolray – кроссовер из группы Nissan Qashqai и KIA Seltos. Китайцы не поленились и для каждого из классов сделали отдельную модульную платформу. При желании её можно раздвигать в зависимости от решений маркетологов. Платформа для Coolray так и называется BMA (то есть платформа для автомобилей В-класса). Два года назад, на первой презентации в Санкт-Петербурге, менеджеры Geely подчёркивали, что возможно впервые, на примере Coolray, потребитель сможет реально почувствовать и осознать значение слов «новая платформа». Хотя, я думаю, этот термин давно стал иллюзорным и мало о чём говорит потребителю. В случае с новой платформой BMA определённо можно сказать только одно – компактный кроссовер стал ощутимо вместительнее и за счёт грамотной компоновки здесь значительно просторнее, чем у конкурентов.
В Китае пожёстче
Под капотом «Кулрея» – 3-цилиндровый мотор с турбиной, разработанный в Volvo. Коробка – семиступенчатый робот собственной разработки. Само собой, по поводу трёх цилиндров возникает много вопросов. Учитывая, что сегодня производители уже делают одноразовые агрегаты из четырёх горшков… Впрочем, это забота покупателей подержанных Coolray, а для владельцев новых китайских кроссоверов проблем не предвидится – одни только плюсы. Во-первых, меньший вес мотора. Во-вторых, меньший расход. В-третьих, дешевле обслуживание. В-четвёртых, больше места под капотом. Повторю, будут ли проблемы завтра, мы не знаем, но пока трёхцилиндровый 150-сильный даёт прикурить при разгоне. Нажимаешь на педаль – и передняя часть автомобиля буквально приподнимается над асфальтом. Приходится совмещать ускорение и подруливание. Обгоны проходят на ура – никаких задержек. Да и в коробке ни малейшей задумчивости. Подвеска Coolray сделана с акцентом на спорт. Причём нас ещё пожалели – в Китае она жёстче. Но там ровные дороги, и это никого не смущает. На отечественных ямах-канавах комфорта не хватает. Зато энергоёмкость упругих элементов на очень высоком уровне – ни одного пробоя даже в рваных глубоких трещинах. Молодым такая жёсткость понравится, а вот примет ли наша аудитория не слишком комфортные настройки – большой вопрос.
Не забудьте полить помидоры
Так молодые или старые? Студенты или пенсионеры? А может, девушки из офисов? Для кого предназначен кроссовер? Китайцы утверждают, что дизайн заднего спойлера вдохновлён хвостовой частью шлема велосипедиста, а поясная линия, которая тянется от переднего до заднего бампера, имитирует плавный вход дайвера в воду. Что тут скажешь? Это прекрасно! Однако бесконечно далеко от нашей жизни. Но и это ещё не всё. Они говорят, что Coolray позволяет передвигаться в пространстве так же свободно, как луч света, а удвоенная буква «о» в названии, символизирует бесконечность и стремление расширять границы возможного. Звучит?! Только не пришлось бы вам в скором времени добавлять в комплектацию холодильник для ряженки и сушилку для всякого тряпья, дорогие мои китайские маркетологи. Вы, конечно, вправе верить, что «новый спортивный кроссовер, словно яркий лазерный луч, призван раскрасить будни жителя мегаполиса», но гораздо важнее вопрос, куда положить грабли. А ваши многочисленные «эйр-бэги» лучше заменить на кислородные подушки. Вернитесь, наконец, из Храма Неба на российскую землю. Вы делаете ставку на «энергичное, целеустремленное и полное уверенности в себе новое поколение»? Что ж, неплохо! Только оно давно крошит бампера каршеринговых тележек.
Технические характеристики
Длина/ширина/высота 4 330/1 800/1 609 мм
Колёсная база 2 600 мм
Дорожный просвет 190 мм
Объём багажника 330 / 450 л
Трансмиссия Роботизированная DCT 7
Тип привода Передний
Тип двигателя 3-цилиндра, бензин (АИ-92)
Объём двигателя 1 477 см3
Мощность 150 л. с.
Крут. момент 255 Нм
Максимальная скорость 190 км/ч
Разгон до 100 км/ч 7,9 секунд
Цена от 1 900 000 рублей
Текст Дмитрия Леонтьева