Искусство создания логотипов. Как десять ведущих брендов искали свой образ

У некоторых компаний есть интересные истории, связанные с появлением их бренда и логотипа, но как это получилось у других – можно лишь догадываться.

Производители автомобилей премиум-класса тратят целые состояния, работая над такими моделями как новый Porsche Cayenne или Lamborghini Urus, но не скупятся они и на создание идеального имиджа, создавая образ, вызывающий отклик у покупателей. Что ни говори, а первой точкой соприкосновения с маркой, несомненно является логотип. У некоторых компаний прозрачная история и понятные названия, например, Ford, но у некоторых всё гораздо сложнее. Например, логотип нового успешного стартапа Fisker состоит из верхнего полукруга оранжевого цвета и нижнего – синего, что символизирует закат солнца над Тихим океаном, а две вертикальные полосы в центре указывают на то, что компанию основали два человека – Хенрик Фискер и Берхард Келер. Используя эту схему, давайте попробуем разгадать, как появились логотипы десяти ведущих производителей автомобилей премиум-класса. Начнём мы с Италии и закончим в Германии, по пути остановившись в Японии, Великобритании и Америке.

Alfa Romeo

До 1915 года, когда предприниматель Никола Ромео взял его под полный контроль, миланский автопроизводитель назывался просто A.L.F.A. (Anonima Lombarda Fabbrica Automobili). Но и до, и после прихода Ромео, компания использовала для логотипа два традиционных символа Милана: слева – крест муниципалитета, а справа – змея, изображённая на гербе правящего дома Висконти.

Существует несколько теорий, объясняющих выбор змеи. Некоторые утверждают, что это отсылка к местной легенде о драконе, который терзал регион в пятом веке. Однако официальная позиция Alfa Romeo заключается в том, что змей не ест человека (или, как некоторые предполагали, ребёнка), а наоборот исторгает его, и он выходит «новым, очищенным и обновлённым», подобно тому, как змея обновляется сбрасывая кожу. Если не считать короткого периода экспериментов с красно-золотой гаммой (1946-1950), вызванного бомбардировками завода, логотип сохранил ту же базовую цветовую гамму в нескольких вариациях, но в будущем человек может быть заменён на молнию, чтобы соответствовать электрифицированному будущему.

Логотип Quadrifoglio, украшающий сверхмощные автомобили Alfa Romeo, имеет более понятную историю. Очень опытный гонщик по имени Уго Сивоччи был нанят Alfa в 1920 году, но часто становился жертвой невезения, несколько раз финишировав вторым. Когда появилась Targa Florio, Сивоччи решил нарисовать на своём автомобиле белый квадрат с зелёным четырёхлистным клевером. Чудесным образом он выиграл гонку (к сожалению, несколько месяцев спустя Сивоччи погиб в Монце, во время тестирования нового автомобиля). С тех пор так делала каждая гоночная Alfa, заменив белый квадрат треугольником.

Aston Martin

За прошедшие десятилетия, Aston Martin несколько раз обновлял логотип, но основной дизайн оставался почти неизменным. Как вы возможно знаете, история появления названия компании связано с восхождением её соучредителя Лайонела Мартина на холм Aston Clinton. Крылья впервые появились в 1932 году, и были вдохновленные жуками-скарабеями из египетской мифологии. Египтяне связывали этих жуков с богом солнца, символизирующим начало.

Значок впервые прикрепили к модели Aston Martin LM1, а несколько десятилетий спустя он был дополнен именем Дэвида Брауна, который приобрёл компанию в 1947-м, а добавил имя в логотип в 1954 году. Она была там до 1972 года, когда Браун продал Aston Martin.

Audi

Это довольно известная история, но к ней, пожалуй, стоит вернуться. Логотип Audi, представленный в виде четырёх переплетённых колец, олицетворяет тот факт, что известная нам сегодня компания была собрана из остатков четырёх самостоятельных автопроизводителей, а именно Audi, DKW, Horch и Wanderer. В 1932 году эти четверо стали Auto Union AG, второй по величине группой по производству автомобилей в Германии. Логотип с тех пор, по сути, не менялся, и был лишь слегка обновлён ровно через девяносто лет, в ноябре 2022 года.

Естественно, у каждого из четырёх брендов была своя история, но мы хотим сосредоточиться на названии, которое мы знаем сегодня. Компания Audi была основана Августом Хорьхом (Horch), но он не мог использовать своё собственное имя, поскольку уже существовал производитель с таким же названием. Решением стал перевод названия Horch (немецкое слово, означающее «слушайте») на латынь. Теперь вы знаете, почему Audi так похожа на «аудио».

В 1965 году Volkswagen приобрёл и перезапустил бренд Audi, объединив Auto Union с NSU Motorenwerke (в 1968). Все остальные «пережитки прошлого» практически исчезли, но некоторые решения Horch были повторно использованы Audi на роскошном A8 2021 года.

Bentley

Значок, называемый «Крылатым B», был разработан другом основателя W.O. Bentley Гордоном Кросби, которого называют «самым известным автомобильным художником довоенных лет». По слухам, он пририсовал крылья букве «В», чтобы передать восторг движения, но не менее вероятно, что решение было продиктовано прошлым W.O. Bentley, проектировавшей авиационные двигатели. Интересно, что Кросби дал каждому крылу разное количество перьев, чтобы сделать его по-настоящему уникальным и затруднить подделку.

При этом логотип Genesis является явным продолжением логотипа Bentley, который всегда олицетворял престиж и роскошь. И мы бы сказали, что корейцы значительно лучше справились с сохранением стиля wings, чем в своё время Chrysler. Нынешний дизайн «Крылатой В» разработал Чарльз Сайкс, тот самый художник, который воплотил в Rolls-Royce «Дух Экстаза». Таким образом, дизайн, который кажется старым и вычурным, на самом деле не так уж стар.

BMW

Мы уже рассказывали об истории логотипа BMW, но к ней, пожалуй, стоит вернуться. Многие ошибочно полагают, что логотип BMW тоже связан с авиацией, как и у Bentley. С кружком, предположительно обозначающим вращающиеся лопасти пропеллера. Сама BMW всячески поддерживала этот слух, поэтому так много людей в него поверили. И хотя BMW действительно начинала как производитель авиационных двигателей – Bayerische Motoren Werke – дизайн на самом деле использует государственные цвета Баварии. Однако он не точная их копия, поскольку местные законы о товарных знаках в то время прямо запрещали использовать официальный герб в коммерческих логотипах.

У дизайна трёхцветной M тоже интересная история. BMW хотела привлечь спонсора для своих спортивных программ и произвести впечатление на нефтяных боссов. Для этого BMW объединила красный и синий цвета Texaco (последний из которых почти совпадал с цветом флага Баварии) с третьим (в середине), символизирующим объединение двух компаний. Сделка в конечном итоге сорвалась, но цвета выглядели неплохо и BMW продолжила их использование.

Cadillac

Эмблема Cadillac является производной от герба де ла Мот Кадиллака, человека, в 1701 году основавшего Детройт. Идея принять этого название (в 1902 году) должна была подчеркнуть «смелость, предприимчивость и способности, которые в своё время продемонстрировал этот французский исследователь». Впервые герб появился на автомобилях автопроизводителя в 1905 году и был зарегистрирован в качестве товарного знака в 1906-м.

Cadillac объясняет, что couronne, или корона, символизирует шесть старинных родов Франции, в то время как жемчуг означает, что семья происходит от графов Тулузы. Щит подразумевает благородное происхождение и по форме напоминает щиты крестоносцев. Чёрный и золотой символизируют мудрость и богатство… То есть, по сути, логотип Cadillac принадлежит семье человека, чьё имя никоим образом не связано с автомобилями. Это всего лишь демонстрация принадлежности к высшим классам и, следовательно, к тому, что у нас называют «тяжёлым люксом».

Ferrari

Ferrari – не единственный автопроизводитель, с изображением лошади на логотипе и фамилией основателя на щите, но безусловно самый известный. История началась с того, что в 1923 году Энцо Феррари познакомился с графиней Паолиной Баракка, которая предложила ему перенести гарцующую лошадь, красовавшуюся на самолёте её сына во время Первой мировой войны (он служил в итальянских ВВС), на гоночные автомобили Энцо. Так сказать, на удачу! Кстати, Франческо Баракка был сбит и предпочёл покончить с собой, чтобы не попасть в плен.

Жёлтый щит отсылает к жёлтому цвету на флаге Модены, где родился Энцо. Буквы S и F на ранних изображениях щита Ferrari обозначали Scuderia Ferrari, то есть «Конюшни Ferrari». Сегодня этот термин часто используется итальянской командой Формулы 1, и вы можете поблагодарить за него Энцо и его страсть к гонкам.

Lamborghini

Все мы знаем, что Ферруччо основал свою компанию, чтобы обойти Ferrari, но форма щита тоже не была простым совпадением. Однако прежде нужно сказать пару слов о быке. Во-первых, Ferruccio Lamborghini родился под знаком Тельца, а во-вторых, он обожал корриду, поэтому так много суперкаров, созданных в Сант-Агате, названы в честь знаменитых бойцовых быков. Во время презентации логотип ругали за то, что он слишком похож на Ferrari, но Ферруччо не скрывал намерений относительно новой компании, а выбор мощного животного для герба, стал ещё один сигналом старику Энцо.

В оригинальном дизайне был чёрно-белый бык на красном фоне, с чёрным контуром. Чёрно-золотая гамма, к которой мы привыкли, появилась только в 1972 году, а затем исчезла в 1974-м, когда дизайн стал монохромным. Правда в 1998 году была воссоздана более современная схема нанесения красок и золотистого цвета.

Mercedes-Benz

Mercedes-Benz – это, как известно, союз Мерседес Еллинек и Карла Бенца. Компания была основана Бенцом и Готлибом Вильгельмом Даймлером, как отделение Daimler Motoren Gesellschaft (или DMG). Сначала она получила известность как Daimler-Benz, но после смерти Готлиба Даймлера, к производственным процессам подсоединился Эмиль Еллинек и в 1900 году помог разработать 35-сильный двигатель. Он же назвал автомобиль в честь своей любимой дочери, имя которой дала её мать-аргентинка. В следующем году компания ввела в обращение торговую марку Mercedes, и это латинское название стало использоваться на различных моделях немецкого производителя.

Считается, что трёхлучевая звезда возникла как символ господства над сушей, морем и воздухом, потому что основатели верили, что их двигатели будут доминировать во всех трёх направлениях. Однако другие источники утверждают, что она связана с открыткой Готлиба, которую он отправил жене, отметив свой дом на фотографии трёхлучевой звездой. Но как бы там ни было, в 1926 году, когда Daimler и Benz объединились, этот логотип был заключён в круг.

При этом, на логотипе Mercedes-AMG изображены кулачок распредвала, клапан и пружина клапана (справа), а на другой, левой, левой стороне – яблоня и река, являющиеся историческим гербом Аффальтербаха, где расположена штаб-квартира AMG.

Porsche

Герб Porsche был впервые использован для 356-й модели в 1952 году и с тех пор почти не претерпел изменений. Говорят, что он был нарисован Францем Ксавером Реймшписсом, который, говорят, в 1936 году разработал логотип Volkswagen. В центре изображена лошадь с герба Штутгарта, а также название города. Красный и чёрный цвета являются государственными цветами, а стилизованные оленьи рога взяты с герба Вюртемберга-Гогенцоллерна. Надпись PORSCHE сверху, выступает своего рода крышей, покрывающей все элементы дизайна. Название очевидно связано с основателем Фердинандом Порше. Как видите, не так уж сложно, хотя и не так просто, как у Ford.

Оставьте комментарий