Исследование показало, что переход на электромобили не избавит нас от всех вредных веществ, попадающих в атмосферу в результате работы автомобиля, и «тормозные выбросы» могут оказаться даже более вредными, чем пары дизельного топлива.
Сторонники электромобилей считают их ключевым инструментом борьбы с глобальным потеплением и загрязнением окружающей среды, но они, похоже, не являются панацеей, как думают некоторые. Новое исследование показало, что тормозная пыль, которая выделяется в том числе и электромобилями, настолько токсична, что лучше бы нам с вами вдыхать полной грудью пыль каменного угля. Это может показаться неправдоподобным, учитывая, что электромобили чаще всего используют рекуперативное торможение, заряжающее батарею и значительно сокращающее работу традиционных фрикционных тормозов. Однако электромобили значительно тяжелее своих аналогов с двигателями внутреннего сгорания, а это значит, что при использовании тормозов они производят больше пыли за одно торможение.

Грязные секреты тормозных колодок.
Ученые из Саутгемптонского университета изучили влияние на здоровье лёгких твёрдых частиц, содержащихся в выбросах различных типов тормозных колодок. Один тип колодок имел пониженный процент содержания металла, а три других были: полуметаллическими, не содержащими асбест и гибридными керамическими. Мы привыкли считать, что всё, на чём стоит маркировка «органический» – полезно, но в ходе испытаний органические колодки, не содержащие асбеста, вызывали наибольшее воспаление. Они оказались даже более токсичными для наших лёгких, чем выхлопные газы дизельного двигателя. По словам авторов исследования, именно такие колодки наиболее распространены, потому что они дешевле, тише и довольно долго служат. Разработанные для замены старых колодок с асбестом, они содержат медные волокна, которые улучшают теплопроводность, что ранее обеспечивал асбест. Сейчас асбест исключён из состава колодок, из-за его влияния на заболевания лёгких, но было обнаружено, что медная пыль современных колодок тоже вызывает рак, астму и хронические лёгочные заболевания.

Ограничения вводятся, но медленно.
В некоторых американских штатах уже приняты законы о снижении содержания меди в тормозных колодках, хотя это делалось для того, чтобы защитить морскую флору и фауну, а не человеческие лёгкие. Новые стандарты по выбросам Евро-7, которые вступят в силу в 2026 году, будут учитывать тормозную пыль, но это коснётся только новых автомобилей, а не запчастей к существующим. В настоящее время в мире нет нормативных актов, регулирующих выбросы не связанные с выхлопными газами, в том числе и от износа шин, которые являются ещё одним важнейшим источником вредных частиц в атмосфере. И снова, тяжёлые электромобили, постоянно использующие рекуперативное торможение, производят их больше, чем машины с ДВС.