Из пяти вернувшихся брендов, два потерпели крах, а три процветают

Что ни говори, а автомобильная промышленность порой бывает очень жестокой.

Автопроизводители приходят и уходят. Просто исчезают! На каждый Porsche или Honda приходится несколько компаний, которые разорились и больше никогда ничего не выпустят. Тем не менее, некоторые бренды возвращаются, особенно если они успели чего-то добиться в первый раз и их всё ещё помнят. Это может стать довольно сильным ходом, однако камбеки всегда очень рискованны.

Maybach. Успех

Автомобильная марка Maybach появилась в начале XX века. Тогда она существовала как отдельная компания, хотя её основатель Вильгельм Майбах был тесно связан с Daimler. Майбах начинал с производства самолётных двигателей (в том числе для цеппелинов), и выпустил свой первый автомобиль в 1909 году. Наряду с военными и промышленными двигателями, Майбах создавал одни из самых роскошных моделей того периода. Затем случилась Вторая мировая и Maybach перешёл на поставку моторов для нацистских танков и бронетранспортеров, после чего уже не возвращался к автопроизводству. Компания была переименована в MTU Friedrichshafen и сосредоточилась исключительно на промышленных заказах. Уже в 1960 году Daimler-Benz купил бренд и использовал его для специальных серий моделей Mercedes. Однако в 2000-х ситуация изменилась, и поскольку Mercedes не совсем правильно использовал бренд, продажи резко упали. В 2012 году Maybach отправили в отставку, однако он вернулся в версиях Mercedes-Maybach 2015 года. Теперь Mercedes-Maybach представляет самые роскошные из моделей Mercedes, как, впрочем, и должно быть.

Saab. Провал

Автомобильный бренд Saab появился в 1945 году в Швеции, как ответвление компании по производству военных самолётов Saab АВ (Svenska Aeroplan AktieBolag). Он начинал с небольших машин, которые были отлично спроектированы и опирались на аэродинамический опыт авиационного Saab. Довольно быстро модели Saab получили широкую известность благодаря креативным инженерным решениям и технологиям, проявившимся в таких деталях как скруглённые ветровые стёкла, самовосстанавливающиеся бамперы и безопасная конструкция кузова. Самой продаваемой моделью компании стал Saab 900, достигший пика популярности в 1980-х, причём самыми востребованными были версии с турбонаддувом. Падение началось в 2007 году. Сначала General Motors приобрела Saab (2000 год), но их отношения закончились банкротством. Затем китайская BAIC купила права на интеллектуальную собственность, патенты и производственное оборудование Saab, но сделка оказалась неудачной. После подачи заявления о банкротстве, китайский консорциум National Electric Vehicle Sweden (NEVS) купил завод Saab, и первая машина сошла с конвейера в сентябре 2012 года… А последняя вышла в мае 2014-го, когда финансирование NEVS прекратилось. Это был позорный конец великого бренда.

Lincoln. Успех

Генри Лиланд основал две автомобильные компании, которые существуют уже более ста лет. Сначала Cadillac, который, правда, в 1909 году был продан General Motors, а затем Lincoln (1917), изначально созданный для производства двигателей V12, используемых на самолётах Первой мировой войны.

Первым автомобилем Лиланда был Lincoln Model L, который боролся за тот же премиальный рынок, что и Rolls-Royce с Mercedes-Benz. Это был отличный автомобиль, но финансовые проблемы привели к производственным сбоям и к 1922 году «Линкольн» оказался на грани банкротства. Сын Генри Форда, Эдсел, сподвиг своего отца на приобретение Lincoln. Лично Генри Форд был очень доволен покупкой, потому что владельцы «Линкольна» (инвесторы во главе с Лиландом) в своё время выгнали его из Henry Ford Company, которую позже преобразовали в Cadillac. Возвращение Lincoln было непростым, поскольку его руководство по понятным причинам было настроено против Форда, но Эдсел вмешался, взяв на себя роль громоотвода, и процесс начал налаживаться. Завод «Линкольна» расширили, двигатели улучшили, а нестандартный кузов обновили. С тех пор Lincoln неизменно выступает люксовым брендом Ford и пережил многие его суббренды.

Datsun. Провал

Datsun – это торговая марка, появившаяся у Nissan в 1931 году. Datsun начал со сборки бюджетных автомобилей, но был остановлен Второй мировой войной, переключившей его на выпуск машин для оккупационных войск. Гражданское производство возобновилось только в 1947-м. Постепенно компания перешла от моделей на основе европейских и американских образцов к использованию собственных разработок и экспорту в Америку (1958). Вскоре после этого Nissan начал использовать собственный бренд для моделей Datsun (например таких, как легендарный Patrol), и Datsun по сути стал торговой маркой Nissan для отдельных рынков, где не возникало ассоциаций с военным производством. В общем, история Datsun – это трясина корпоративной политики. Если коротко, Nissan решил переименовать Datsun в Nissan в начале 1980-х годов. Смена названия обошлась в невероятную сумму, но имя Datsun всё равно не забылось.

В 2012 году, под руководством Карлоса Гона, Nissan вернул марку в качестве недорогого бренда для развивающихся рынков. Идея заключалась в том, что узнаваемость имени поможет продажам, но это не сработало. Производство в Индонезии и России закончилось в 2020 году. Затем, в 2022 году прекратилась сборка в Индии… Это стало концом Datsun.

Hummer. Скорее успех

Пока что мы считаем возвращение Hummer успешным. В своё время бренд начал с гражданской версии военного Humvee, продаваемой AM General под названием H1. Это вызвало глубокий отклик у определённых социальных групп, одержимых размерами и мощью. AM General продал бренд General Motors в 1999-м, и GM продолжил выпускать модели поменьше – H2 и H3, хотя их продажи постепенно снижались. В 2009 году GM столкнулся с огромными проблемами, ему грозило банкротство и продажа активов. Сделка по передаче Hummer китайской компании сорвалась, и бренд был закрыт. Последний автомобиль сошёл с конвейера 24 мая 2010 года.

Слухи о возвращении Hummer в качестве электрического бренда под маркой GMC появились в 2019 году. Как и предыдущие Hummer он огромен, но теперь выпускается в версии пикапа и внедорожника, и вместо того, чтобы пожирать бензин, с пугающей скоростью потребляет электроэнергию. «Он оказался дерзким, внушительным, чрезмерным и весёлым. В общем, всем тем, чем и должен быть Hummer» – гласил один из первых обзоров.

Оставьте комментарий