Как правильно выбрать масло, и когда его нужно менять

Можно ли лить всё подряд или необходимо соблюдать рекомендации производителя? Менять масло нужно по пробегу или в зависимости от условий эксплуатации? Что для него хуже – сто километров по шоссе или два часа в пробке?

Все эти вопросы мы задаём себе всякий раз, когда подходит время ТО, и надо выбрать «что залить и как долго потом на этом ездить?» То что длительность пробега между ТО напрямую зависит от качества масла – не для кого не секрет. Хорошая синтетика, по сравнению с полусинтетическими маслами, купленная в проверенном магазине, способна вдвое, а то и втрое увеличить время между заменами, но, разумеется, не всё так просто и однозначно.

Свобода выбора моторного масла напрямую зависит от того, насколько форсирован ваш мотор. Современная тенденция ставить на обычные кроссоверы и даже внедорожники высокофорсированные турбомоторы маленького объёма, предполагает не только использование в них самого совершенного масла, но и регулярное техобслуживание с его заменой. С точки зрения прогресса это может быть даже хорошо – более экономичный двигатель меньшего веса, позволяет продлить ресурс подвески и агрегатов, имеет меньше выбросов и предпочтителен с точки зрения налога. Однако приделывая к двухтонному автомобилю мотор объёмом 1.4 литра, производитель подразумевает, что его эксплуатация будет находиться в жёстких рамках, и выход за них чреват быстрым износом силового агрегата или его поломкой. Это относится не только к перегрузкам, наподобие долгих буксований или путешествий с тяжёлым прицепом, но и к точному соблюдению допусков и ограничений по части заправляемых жидкостей: масла, антифриза и т. д.

Вот мы и подошли к вопросу, насколько владелец того или другого кроссовера волен отступать от заводских рекомендаций в выборе масла. Если в ваших руках автомобиль с суперсовременным высокофорсированным мотором (100 л. с. с одного литра рабочего объёма и более), то вы заложник заводских ограничений, и с бюджетными маслами из недоразвитых стран лучше не экспериментировать. Это касается и допусков по густоте, и марки производителя. В высокофорсированных моторах часто встречаются пары трения из эксклюзивных материалов, к которым конкретный производитель конкретного масла подбирает строго индивидуальные присадки. Увы, такова плата за «мощь с литра объёма». Тем более нельзя перекатывать пробег между сменами масла. Даже обычные, неспецифические современные масла имеют очень большое количество присадок – противопенных, моющих, стабилизирующих, противоокислительных и т. д. Все они способны работать только в отведённый им срок, и после его окончания деградируют, оставляя в моторе одну лишь синтетическую основу. Она, конечно, не даст мотору заклинить, но и ресурса не прибавит.

Если говорить о конкретных цифрах, то сегодня у большинства двигателей пробег между ТО составляет десять тысяч километров. Этот срок можно немного растянуть, но не более чем на тысячу-две. Есть моторы с межсервисным пробегом и в пятнадцать тысяч километров, но чаще всего в инструкциях к ним указано, что это только в режиме щадящей эксплуатации. Таскаете прицеп, любите динамичные старты и высокие скорости – планируйте замену в полтора раза чаще. При этом в странах с более ровным климатом нередки цифры в двадцать тысяч километров, но наши отрицательные температуры вносят свои жёсткие коррективы и в межсервисный пробег.

А вот если у вас двигатель старых серий, то есть не слишком форсированный и без турбин, а тем более если у него чугунный картер, то можно поэкспериментировать с разными маслами, не забыв перед этим ознакомиться с заводскими допусками. Однако, выбор тут прост. Если вы, к примеру, хотите сэкономить и залить в двигатель полусинтетику, или масло производителя, в котором есть повод сомневаться, сократите его пробег до пяти-семи тысяч. Заодно посчитайте насколько велика экономия, если она есть, от такой «двойной» замены, по сравнению с покупкой хорошей синтетики и пробегом в десять-двенадцать тысяч.

То же самое относится к стилю езды и условиям эксплуатации вашего автомобиля. Известно, что самый убийственный режим мотора – это многочасовое движение в пробках. Между прочим, в этом смысле как раз предпочтительнее самые современные моторы, и вот почему. Инженеры уже заложили в них режим длительного старт-стопа, в первую очередь, настраивая на него систему охлаждения с температурным режимом и систему смазки. Да, они критически взаимосвязаны друг с другом, и несмотря на высокую степень форсировки, самые современные моторы лучше переносят городской трафик, чем старые. Отсюда простой вывод: если ваши поездки сопряжены с ежедневными пробками, используйте только хорошую синтетику, потому что экономия выйдет боком. Если же вы ездите преимущественно по трассе и избегаете городских заторов, если ваш мотор менее нагружен, то можно слегка сэкономить на стоимости масла. В разумных пределах, разумеется. Да и замену масла для автомобиля, не страдающего в пробках, можно слегка оттянуть. На синтетическом масле при спокойной эксплуатации нормальный мотор способен без ущерба для ресурса проездить двенадцать-пятнадцать тысяч, а то и больше.

А что же порекомендовать для совсем старых моторов, наподобие американских V8 популярных в прошлом внедорожников? Тут всё дело в том, насколько сильно изношен мотор и, опять же, насколько резво вы ездите. В спокойном режиме движения такие двигатели отлично переваривали и древнюю минералку, которую сейчас просто не выпускают. Поэтому лить в них полусинтетику можно, но только если нет критического износа, например, гидрокомпенсаторов. Однако не надо думать, что многоцилиндровые моторы родом из 1990-х – это что-то наподобие отечественных грузовых «восьмёрок». Тот же Vortec 5.7 от GM весьма требователен к качеству масла, и заправлять его лучше нормальной синтетикой.

Что до выбора производителя – тут более-менее всё равно. Практически все современные масла если и не идентичны по набору присадок, то очень близки. Близки они и по допускам, и тут важнее не приверженность марке, а уверенность в том, что вы заливаете оригинал, а не подделку. Кстати, по этой причине многие владельцы не слишком новых машин меняют масло на официальном или полуофициальном сервисе – там нет риска нарваться на неизвестно что. Если же вы готовы заняться выбором масла самостоятельно, то для начала изучите рейтинги выбранных автомагазинов и отзывы о них, благо сейчас это не сложно. И исходите из ваших критериев использования машины, хотя большинство автомехаников (и раньше, и теперь) рекомендуют не экономить на моторном масле и раскошелиться на среднюю по цене синтетику.

Текст Евгения Хапова

Оставьте комментарий