Пожалуй, сегодня ни один бренд не ассоциируется с бездорожьем так же, как Toyota. От популярных пикапов Hilux, Tacoma и Tundra, до короля пустынь и болот – Land Cruiser, японский автогигант производит целую армаду внедорожников, подходящих для любых задач, ландшафтов и стран.
Как известно, его история началась в 1951 году, когда была выпущена первая серийная полноприводная Toyota BJ, созданная по образцу Willys Jeep. Однако мало кто знает, что в 1967-м Toyota заключила партнёрское соглашение со своим соотечественником – Daihatsu, для того, чтобы получить доступ к опыту разработки и продаж кей-каров и компактных автомобилей в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на развивающихся рынках. За этим последовало сразу несколько совместных проектов, и одним из них стал малоизвестный внедорожник Toyota Blizzard, который, если не брать в расчёт двигатель, даже не был «Тойотой». Модель позиционировалась как более дешёвая версия Land Cruiser и выпускалась в двух поколениях, с 1980 по 1990 год. Несмотря на то, что изначально Blizzard планировалось продавать только на внутреннем рынке Японии (то есть без левого руля), небольшое количество машин было отправлено на экспорт, в том числе в Северную и Южную Америку. Как и его более поздний конкурент – Suzuki Samurai, появившийся в 1985-м, «Близзард» гарантировал превосходную проходимость: компактные размеры, небольшой вес и свесы, в сочетании с несущим кузовом и листовыми рессорами спереди и сзади. Всё это дополнялось полным приводом, доступным через раздаточную коробку с режимами 2WD (по умолчанию), 4WD и понижающей, для преодоления вулканических кратеров.


Первый «Близзард», с заводским кодом LD10, представлял собой перелицованный Daihatsu Taft, но с 2.2-литровым четырёхцилиндровым тойотовским дизелем (SOHC) серии L. Его мощность (71 л. с.) передавалась через четырёхступенчатую механическую коробку передач, а с 1983 года в стандартной комплектации появилась и пятая передача. Предлагались три варианта кузова: с жёстким верхом, с мягким верхом и брезентовыми дверями или с мягким верхом и стальными дверями (у этой модели было откидывающееся лобовое стекло). В октябре 1981 года была представлена версия с белой крышей из стекловолокна, которая оснащалась люком.
Модель LD20 второго поколения представили в мае 1984-го. Она по-прежнему производилась Daihatsu и базировалась на модели Rugger, которая, как и Taft, продавалась по всему миру под самыми разными именами, из которых самым неудачным было Scat (для LD10), а самым крутым Rocky (для LD20). В новинке с более мощным 2.4-литровым двигателем, выдававшим уже 83 л. с., больше внимания уделялось комфорту, а в качестве опции предлагался кондиционер и даже кнопочная регулировка жёсткости подвески, с режимами «Мягкий» и «Жёсткий». Редизайн 1987 года ознаменовался значительными изменениями во внешности. Например, фары стали круглыми, вместо квадратных, и оснащались галогенными лампами. Если заглянуть внутрь, то всё в Blizzard (особенно в LD10) говорило о предельной функциональности автомобиля. Здесь повсюду открытый металл, примитивное управление системой отопления, вентиляции и кондиционирования, радио с кнопочным управлением, и спидометр, показывающий 130 км/ч. Езда была медленной, тряской, шумной и жаркой.



МОДЕЛЬ | LD10 | LD20 |
Годы выпуска | 1980-1984 | 1984-1990 |
Двигатели | 2.2-литровый дизель | 2.4-литровый дизель, 2.4-литровый турбодизель |
Мощность | 71 л. с. | 82 л. с. |
Колёсная база | 2,02 метра | 2,2 метра |

Blizzard появился в эпоху, когда Toyota была далека от своей нынешней позиции глобального гиганта. При этом, её отношения с Daihatsu, донором обеих версий Blizzard, продолжались вплоть до 2016 года, когда Daihatsu стала стопроцентной дочкой Toyota. Это мало изменило компанию. Она по-прежнему производила бюджетные автомобили, фургоны, универсалы и внедорожники под собственным брендом, и отправляла их, в основном, на развивающиеся рынки, в то время как Toyota продавала их улучшенные или совместно разработанные версии на рынках с невысокой конкуренцией. Сам же Blizzard, как и его современники, относится к тому периоду, когда компактные внедорожники были простыми и утилитарными, но полностью соответствовали званию «убийц великанов». Их характер определялся компанией, которая их разработала. Поэтому Blizzard получился аскетичным, но бескомпромиссным внедорожником, Suzuki Samurai стал культовой классикой, а FJ/BJ40 Land Cruiser мог посмеяться над любым зомби-апокалипсисом. Оглядываясь назад можно сказать, что Daihatsu помогла Toyota войти в сегмент компактных внедорожников, в котором она не была представлена. К середине десятилетия, когда производство Blizzard уже было прекращено, Toyota стала первопроходцем в собственной категории автомобилей, представив RAV4 – кроссовер, созданный на легковой платформе, для комфортной городской езды и лёгкого бездорожья, что впоследствии породило целую армию подражателей. Учитывая растущий спрос на комфорт и экономичность, сегодня вряд ли кто-то станет покупать такие грубые и простые автомобили как Toyota Blizzard. Из ныне здравствующих ближе всего к нему, пожалуй, Jeep Wrangler и Suzuki Jimny, как духовный преемник Samurai, но ничего похожего на оригинальный Blizzard мы уже никогда не увидим.