Лебёдка. Шесть правил использования

Сегодня мы поговорим о том, как правильно использовать лебёдку, не повредив здоровье и машину.

С чего начинается офф-роуд? Конечно, с внедорожной резины. Мы говорим об этом постоянно. И в самом деле, хорошая внедорожная резина позволяет уехать очень далеко, особенно если машина оснащена межколёсными блокировками. А заехать дальше, как известно, чаще всего означает глубже застрять, поэтому вторым после резины номером в списке начинающего покорителя бездорожья, всегда значится электрическая лебёдка. О том, как её выбирать, написано немало, но так или иначе определяющей характеристикой при выборе должно быть тяговое усилие, превышающее (в идеале) полную массу машины примерно в два раза. Можно и больше, но если вы не занимаетесь внедорожным спортом, особого смысла в этом нет. Важнее умение её эффективно использовать, а для этого нужно соблюдать несколько правил.

Правило первое.

Если вы застряли, то, прежде чем вытаскивать машину, осмотритесь. Возможно, что ближайшее к вам дерево окажется не самым лучшим направлением эвакуации, потому что потом придётся куда-то ехать дальше. Просчитайте свои дальнейшие действия, разберитесь в какую сторону ехать. Возможно, лучше вообще вернуться назад. Не пытайтесь сдвигать лебёдкой машину, упёршуюся в крупный неподвижный объект, скалу или берег. Используйте подручные материалы – домкраты, трапики, чтобы дать возможность лебёдке перетащить машину через препятствие. Помните: никакая, даже самая мощная лебёдка не способна сдвинуть берег реки, если автомобиль упёрся в него бампером!

Правило второе.

Прежде чем начинать работать лебёдкой (винчеваться, тянуться и т. д.), вспомните о безопасности. Всегда работайте с тросом в грубых рукавицах или перчатках. Особенно, если трос стальной: он легко рвёт ладони. Никогда не находитесь на линии натянутого троса и не пускайте туда других людей. Если люди всё же попадают на «линию огня» – немедленно прекращайте работу лебёдки. Обязательно пользуйтесь гасителем троса (тросогасителем). В этом качестве можно использовать кусок пожарного рукава, надетого посередине натянутого троса, либо просто какой-нибудь тряпки или старой куртки, наброшенной на него сверху. Тогда, если трос оборвётся, он просто упадёт на землю, а не полетит в лобовое стекло машины или в людей. И никогда не перешагивайте через нагруженный трос – это плохая примета, часто приводящая к оторванным яйцам. А если вы всерьёз увлекаетесь офф-роудом, то они обязательно должны у вас быть.

Правило третье.

Делайте перерывы. Давайте остыть мотору лебёдки и набрать энергии аккумулятору машины. У вас два аккумулятора или генератор повышенной мощности? Всё равно мотор лебёдки сильно нагревается и ему нужно время от времени остывать, иначе он выйдет из строя и вы пойдёте за помощью. Обычное правило: работаем лебёдкой несколько минут, потом минут десять (а если жарко, то и больше) даём остыть. Можно класть на мотор лебёдки влажную тряпку – это ускорит процесс. И, повторяю, не торопитесь! Поверьте, на моих глазах сожгли неимоверное количество лебёдок буквально за минуты. Проще поковыряться лишний час, чем потерять сутки на вытаскивание машины со сгоревшей лебёдкой.

Правило четвёртое.

Не надо поднимать обороты двигателя автомобиля в надежде «добыть» из генератора больше электричества. Чем мощнее ваш генератор, тем быстрее он сгорит, оставив вас обесточенным. Ведь лебёдка потребляет ток в несколько сотен ампер, чего не может обеспечить никакой, даже самый мощный генератор. Кроме того, стоит помнить, что сила тока, помноженная на напряжение – это мощность, и она рассеивается в виде тепла. Чем мощнее генератор, тем большее тепло он рассеивает в процессе работы, но машина застряла и никуда не едет, то есть охлаждение минимальное. Поэтому держим себя в руках и тянемся на холостых оборотах двигателя или чуть выше холостых – бережём генератор. Выключили лебёдку – можно добавить оборотов, заряжая аккумулятор.

Правило пятое.

Часто задают вопрос, нужно ли работать колёсами. Друзья, запомните: помогать лебёдке колёсами не надо! Чем интенсивнее вы буксуете в грязи или песке, болоте или глине, тем тяжелее вашей лебёдке тащить машину. В подавляющем большинстве случаев алгоритм такой: снижаем давление в шинах, если оно до сих пор не снижено, затем цепляем лебёдку в нужном направлении, после чего на нейтральной передаче тянем машину. Признак того, что машина выкатилась на твёрдую поверхность: лебёдке резко станет легче, и вы это сразу увидите. Не спешите после этого врубать передачу и давить на газ – трогайтесь потихоньку, нежно. Если машина покатится, можно отцеплять лебёдочный трос. Иногда бывают случаи, когда колёсами помогать можно и даже нужно, но о них мы расскажем в другой раз.

Правило шестое.

Не забывайте перематывать трос лебёдки, равномерно распределяя его на барабане. Обязательно время от времени заезжайте в сервис, чтобы сделать ей профилактику, и тогда она вас никогда не подведёт.

Текст Ивана Евдокимова.

Оставьте комментарий