Когда речь заходит о Jeep, то большинство из нас представляет себе брутальный Jeep Wrangler Rubicon или роскошный Jeep Grand Cherokee, но за прошедшие восемьдесят лет бренд выпускал и более компактные «легенды» – манёвренные, экономичные, но не менее проходимые. Давайте вспомним самых ярких малышей Jeep, которые оставили свой след в истории внедорожников.
1. Jeep CJ (1944-1986): прародитель всех Jeep
Первый гражданский Jeep CJ (Civilian Jeep) стал символом послевоенной Америки. Дебютировав со скромным 60-сильным 2.2-литровым мотором, к 1980-м годам он эволюционировал до мощного 5.0-литрового V8. Короткая база и редукторные мосты обеспечивали ему феноменальную проходимость, а простой и надёжный дизайн сделал культовым. Интересно, что двухдверный CJ-6 с удлинённой базой (1955-1975) создавался для семей, но продажи не впечатляли – всего 50 тысяч машин за двадцать лет. Самым же популярным стал CJ-7 (1976-1986) – с улучшенной подвеской, автоматической коробкой передач и более комфортным салоном. В 1976-1986 годах Jeep выпускал версию CJ-7 Golden Eagle, с золотыми акцентами, а в 1982 году, к 40-летию бренда, представил юбилейную CJ-7 Limited. Сегодня CJ-7, вместе со своими эксклюзивными спецверсиями, вроде Jamboree Edition 1982 года, – коллекционный раритет.


2. Jeep Cherokee (1974-2001, 2013-2023): революция в компакт-классе
Cherokee – второй по узнаваемости внедорожник бренда после Wrangler, но индейская судьба куда драматичнее: его не раз снимали с производства, чтобы позже снова вернуть на конвейер. Первое поколение SJ (1974-1983) сохраняло классическую рамную конструкцию и предлагалось в двух- и четырёхдверных версиях. Однако настоящий переворот совершило второе поколение – XJ (1984-2001). Это был первый массовый внедорожник с несущим кузовом (UniFrame). Компактные размеры сочетались с просторным салоном, а выдающаяся проходимость обеспечивалась системами Selec-Trac и Command-Trac. Особую славу Cherokee XJ принесли его двигатели: экономичный 2.5-литровый I4 и легендарный 4.0-литровый I6, за феноменальную надёжность получивший прозвище «вечный». Его квадратный силуэт по сей день вдохновляет дизайнеров. В 1990-х XJ конкурировал с Range Rover, а в 2001-м уступил место весьма заурядному Liberty. Однако в ряде стран Cherokee продержался до 2014 года – настолько удачной оказалась его платформа. В 2013 году Cherokee возродился в облике кроссовера KL, на платформе Dodge Dart. Несмотря на комфорт и современные технологии, он утратил брутальный дух оригинала, и в 2023 году производство модели окончательно прекратили.

3. Двухдверный Jeep Wrangler (1986-н. в.): классика в миниатюре
Wrangler – прямой потомок легендарного Willys MB, и его двухдверная версия остаётся самой аутентичной из всех. Несмотря на компактные размеры (короче Mazda 3), он сохраняет все качества настоящего внедорожника. Его особенность – съёмные двери и складной мягкий верх, которые дают ощущение безграничной свободы. Это один из немногих современных внедорожников, который продаётся и с механической коробкой передач, что особенно ценится поклонниками бездорожья. В 2025 году Wrangler доступен с турбированными двигателями от 2.0 литров, но настоящие энтузиасты иногда заменяют штатный мотор на мощный 6.4-литровый Hemi V8. Двухдверная версия – выбор тех, кто ценит манёвренность, аутентичность и всегда готов к приключениям.

4. Jeep Liberty (2002-2012): весьма спорная замена Cherokee
Liberty (KJ и KK) должен был заменить Cherokee XJ, но не смог повторить его успех. Первое поколение (KJ) сохраняло внедорожные качества, но отличалось жёсткой подвеской и тесным салоном. Второе поколение (KK) делившее платформу с Dodge Nitro, стало тяжелее и утратило брутальный характер. Модель критиковали за дешёвые материалы, слабые двигатели (к примеру, 3.7-литровый V6 выдавал лишь 210 л. с.). В России из-за юридических тонкостей Liberty продавался как Cherokee, что создавало ненужную путаницу. Тем не менее, он был и остаётся доступным вариантом для любителей внедорожников.

5. Jeep Patriot (2007-2017): бюджетный внедорожник
Patriot создавался как дешёвая альтернатива Compass. Он отличался угловатым дизайном, в духе Grand Cherokee, но был простым и скучным. А ведь это была попытка создать глобальную модель, которая продавалась бы по всему миру, включая Азию, Европу и Австралию. В США он довольствовался скромными бензиновыми моторами, а в Европе предлагался с дизелем Mercedes и турбодизелем VW 2.0 TDI, который работал в паре с шестиступенчатой механикой. В России Patriot продавался под именем Liberty, хотя и не имел ничего общего с этой моделью. В итоге, Patriot проиграл конкуренцию Compass и был снят с производства.

6. Jeep Compass (2007-н. в.): глобальный успех
В отличие от Patriot, Compass эволюционировал в стильный городской SUV, с Trailhawk-версией для лёгкого бездорожья. Первое поколение (MK) было неудачным, однако уже второе (MP) исправило самые очевидные ошибки. В 2024 году он получил 200-сильный турбомотор и восьмиступенчатый автомат, при этом сохранив компактные габариты (длина – 4,3 метра). Compass доступен по всему миру с десятью различными двигателями и производится в пяти разных странах. В 2025 году компания анонсировала планы по выпуску нового поколения модели.

7. Jeep Renegade (2015-2023): итальянский малыш
В 2014 году Renegade де-факто стал заменой Patriot в линейке небольших компактных внедорожников Jeep. Этот компактный кроссовер, разработанный совместно с итальянцами на платформе FIAT 500X, получил фирменный статус Trail Rated в версии Trailhawk, отличающейся увеличенным клиренсом. За время производства модель предлагалась с 13 различными двигателями, включая скромный 1.6-литровый FIAT I4 MultiJet2 (94 л. с.) и мощный 2.4-литровый Chrysler I4 Tigershark MultiAir2 (180 л. с.), хотя их доступность зависела от рынка. В Европе Renegade пользовался спросом благодаря гибридной и электрической трансмиссиям, идеально подходящим для городских условий. Несмотря на прекращение производства в 2023 году, модель до сих пор активно продаётся в Мексике и Южной Америке.

8. Jeep Avenger (2023-н. в.): европейский фаворит
Avenger – совершенно новый Jeep, не имеющий ничего общего с прошлыми моделями. Этот компактный кроссовер удачно сочетает городскую манёвренность с экологичными решениями: платформа CMP от Stellantis (как у Opel Mokka и Peugeot 2008) позволяет использовать гибридные и полностью электрические силовые установки. В рамках стратегии Stellantis, Avenger изначально ориентирован на европейский рынок, с последующей экспансией в Азию и Северную Африку. Невероятным образом успех не заставил себя ждать: уже в год дебюта (2023) модель получила сразу четыре престижные награды, включая титул «Европейский автомобиль года» и звание лучшего электромобиля по версии Top Gear.

9. Jeep Recon (2026): электрический наследник Wrangler
Jeep Recon – новый электрический внедорожник, который с самого начала разрабатывался как полноценный покоритель бездорожья, в отличие от прочих электро-моделей марки. Хотя его точные габариты пока неизвестны, ожидается, что он займёт нишу среднеразмерных SUV, получив съёмные двери и крышу, усиленную защиту днища, мощные буксировочные крюки, а также раздельное управление передними и задними колёсами – преимущество, которое обеспечивает электропривод. Несмотря на неоднократные переносы релиза, Recon позиционируется как прямой конкурент Land Rover Defender: два электродвигателя суммарной мощностью 600 л. с. должны обеспечить ему очень серьёзные возможности. При ожидаемой стоимости в 60 тысяч долларов (примерно, 4,8 млн рублей), вопрос насколько текущий рынок, где спрос на электромобили падает, готов к появлению такой модели – остаётся открытым,

За прошедшие годы Jeep сумел доказать, что компактные внедорожники могут быть такими же проходимыми и легендарными, как и их более крупные собратья. От CJ до Recon – каждая модель оставила свой след в истории, и кто знает, какие «малыши» появятся у Jeep в будущем.
