Я, конечно, понимаю почему автопроизводители придумывают такие причудливые названия для ассистентов водителя. Потому что AUDI Side Assist звучит намного круче, чем унылый «мониторинг слепых зон». «У моей машины не какой-то мониторинг слепых зон, бро, у неё AUDI Side Assist».
Но, как вы наверное знаете, несколько лет назад компании работающие в сфере автомобильной безопасности создали коалицию для стандартизации названий. AAA, Consumer Reports, J.D. Power и SAE International объединились и призвали производителей, регулирующие органы, журналистов и все заинтересованные стороны, использовать единые стандартные термины, вместо путанного сленга, который существует сегодня. «Терминология, используемая производителями для описания работы ассистентов водителя, сильно различается, что запутывает владельцев и затрудняет понимание сути этих функций» – говорится в заявлении. «Кроме того, часто возможности этих функций преувеличиваются или искажаются в рекламных целях, и водители могут чрезмерно полагаться на них. Установление единого языка ADAS помогло бы водителям осознать, что эти ассистенты помогают, а не заменяют их». Вообще-то, вышеперечисленные компании занимаются этим ещё с 2019 года и уже разработали небольшой список. Каждый год в него добавляется что-то новое. Например, в 2022 году добавили «систему удержания в полосе движения», которая определяется как «Поддержка рулевого управления, помогающая водителю удерживать автомобиль в центре полосы движения или в её пределах». Также была добавлена совершенно новая категория «Мониторинга водителя», определяющая способы, которыми автомобиль контролирует состояние водителя. Правда последние исследования показывают, что она почти бесполезна. Причём, даже у таких могучих брендов как BMW.
Среди других очевидных примеров «введения в заблуждение», называют печально известную Tesla Full Self-Driving. Компания выбрала неудачное название для того, что по сути является автономным управлением 2-го уровня, требующим, чтобы руки водителя всегда были на руле. Впрочем, и среди других систем Tesla, можно найти несоответствия между понятными стандартными названиями, и тем, что придумывает отдел маркетинга. Например, адаптивный круиз-контроль Tesla называется Traffic-Aware Cruise Control (букв. круиз-контроль с учётом трафика). Хотя по сути это простое сочетание системы удержания в полосе и адаптивного круиз-контроля. Ещё один похожий пример – круиз-контроль BMW. Компания определяет его как «круиз-контроль, который помогает при ускорении и/или торможении, для поддержания выбранного водителем расстояния до впереди идущего автомобиля». Обычно, такая штуковина называется Active Cruise Control, и это легко понять. Но BMW назвала его Dynamic Cruise Control – новое название для системы, существующей уже два десятилетия. Кстати, у Hyundai она называется Smart Cruise Control, хотя и не так умна, как хочет убедить нас производитель. Главное её преимущество в том, что она справляется с движением «стоп-энд-гоу», что входит в стандартное определение адаптивного круиз-контроля.
Ещё одна функция с самыми разнообразными названиями – автоматическое экстренное торможение. Это система, которая «отслеживает потенциальную возможность столкновения с впереди идущим транспортом, обеспечивая предупреждение о столкновении и автоматическое торможение, чтобы либо избежать столкновения, либо минимизировать его последствия». Это как раз то, что делает Smart Brake Support от Mazda и Active Brake Assist от Mercedes-Benz, которые выполняют одну и ту же работу, но называются по-разному. Однако, куда хуже дела обстоят с уже упоминавшимся мониторингом слепых зон. Мы говорили об AUDI Side Assist, но ведь есть ещё Side Blind Zone Alert от Buick, Blind Spot Information от Volvo и Blind Spot Information System от Ford.
В целом, системы помощи водителю уже давно не являются чем-то особенным, хотя немцы продолжают брать за них отдельные деньги. Даже простые китайские кроссоверы оснащаются системой предупреждения о лобовом столкновении, автоматическим экстренным торможением, удержанием в полосе движения, автоматическим торможением при перекрёстном движении сзади и адаптивным круиз-контролем. Кстати, Mercedes-Benz был первым, кто начал его массовое производство. Впервые он появился на W220 S-Class и стал демонстрацией технологий будущего, которые когда-нибудь доберутся и до обычных автомобилей. Именно это в итоге и произошло. Сегодня практически у всех есть адаптивный круиз-контроль, камера заднего вида с парковочной разметкой, и базовая система предотвращения столкновений с экстренным торможением. Эти функции больше не являются уникальным преимуществом, поэтому отдельные марки пытаются придать им впечатляющее звучание, придумывая маркетинговый жаргон: «У Ford Explorer нет мониторинга слепых зон. У него есть BLIS». Фанфары! Дело, конечно, не только в Ford, потому что другие компании нанимают для этого отдельных копирайтеров. Придумывание новых словечек и причудливых аббревиатур – работа на полный день. Например, в BMW 7-й серии нет большого экрана для пассажиров сзади – у него есть BMW Theatre. Хотя название экрана не так важно, потому что оно не относится к системам безопасности. А то, что касается безопасности, производители должны предельно чётко объяснять. Что могут и чего не могут их автомобили. Обычно я стараюсь обходиться без нудных лекций по технике безопасности, но в этом случае они имеют прямой практический смысл.