Скорее всего вы пока не являетесь владельцем электромобиля и продолжаете отравлять планету вредными выбросами традиционного двигателя, но знайте, рано или поздно электрическое будущее постучится и в вашу консервативную дверь.
А если вы уже стали счастливым обладателем зелёного транспорта и водите, к примеру, Tesla, то вероятно редко задумываетесь о её тормозах. Потому что независимо от того, какая у вас модель, с одним двигателем или двумя, вы не используете их слишком часто. И в этом один из плюсов электромобиля. Благодаря мощным двигателям и продуманному программному обеспечению, рекуперативное торможение выполняет всю работу за вас. Ну, почти всю. Вам всё-таки приходится нажимать на педаль тормоза, а электроника делает остальное.
Тормозные колодки – фрикционная поверхность, которая прижимается к тормозным дискам (такие блестящие круглые штуки из металла, скрывающиеся за обычными колёсными дисками). Трение заставляет автомобиль замедляться, превращая поступательную энергию в тепло. Очень много тепла! Но если автомобиль внутреннего сгорания задействует тормозные колодки каждый раз, когда пытается остановиться, Tesla может использовать их только несколько раз в неделю для экстренной остановки, а иногда и реже.
Так в чём же проблема?
Традиционные тормозные колодки разрабатываются с учётом ежедневного сильного нагрева и трения, изнашиваясь за пару лет (при среднем городском пробеге). Из-за прогнозируемого срока службы их изготавливают с использованием окрашенного металла и клеев, рассчитанных на короткую жизнь. Металлические опорные пластины колодок корродируют, но выделяющееся тепло помогает очищать поверхность колодки и диска, мгновенно испаряя воду и тем самым замедляя коррозию.
Когда же вы пользуетесь тормозами редко, позволяя рекуперативному торможению выполнять свою работу, появление ржавчины лишь вопрос времени (даже в солнечной Калифорнии). Дело в том, что тормозная колодка, в которой фрикционный материал почти не изнашивается, всё равно может вызвать проблемы с тормозами. Коррозия приводит к разрушению клеевого слоя, удерживающего фрикционную накладку, и уничтожает колодки. Опорная пластина может застрять в тормозном суппорте, что приведёт к заклиниванию дорогостоящего тормозного ротора, и опять же, его разрушению. Tesla и другие производители электромобилей прекрасно это понимают, требуя ежегодного обслуживания тормозной системы, гарантирующего безопасность водителя и пассажиров. Тем не менее, одного обслуживания может быть недостаточно.
И тут в дело вступает компания NRS Brakes, которая разработала специальное решение для электромобилей. Её тормозные колодки (NRS-EV) имеют опорную пластину из оцинкованной стали, а поскольку такая сталь не подвержена коррозии, опорная пластина не выйдет из строя в течение длительного срока. Однако это не решает проблему с клеевым слоем и отрывом фрикционного материала от опорной пластины. В NRS, вместо клея, решили использовать металлические крючки, являющиеся частью поверхности опорной пластины. Крючки создают механическую связь, вместо адгезивной, плотно прижимая поверхность трения к накладкам. Это означает, что расслоение практически исключено, что обеспечивает длительный срок службы колодок, идеально подходящих для электромобилей.
Если вы водите электромобиль, то наверняка заботитесь об окружающей среде. Технологии NRS позволили создать тормозные колодки, которые не подвержены коррозии и не выходят из строя до полного износа, а это значительно экономит ресурсы и сводит к нулю выбросы токсичных тормозных материалов, включая медь, свинец и ржавчину.