Это не вопрос.
Невероятно, но до сих пор в сети и на тусовках вспыхивают споры, какие шины брать на зиму – шипованные или нешипованные. А может на АТ/MT? Тихонечко… Про грязевую, атэшную и прочее универсальное недоразумение сразу скажу, что если вы не живёте на юге Великобритании, а вы явно там не живёте, то забудьте о ней навсегда. Ну, правда, есть ещё вариант с Краснодаром или Ставрополем… Остальные ищут снежинку на боковине – иначе никак.
ПДД и ГИБДД неоднозначно определяют необходимость перехода на зимнюю резину. С одной стороны, Техрегламент (п.п 5.5 ТР ТС 018/2011) с начала декабря до конца февраля разрешает использовать автомобиль только на зимних или всесезонных шинах (имеющих соответственную маркировку). С другой, КоАП РФ не предусматривает ответственности за это нарушение, да и в Правила дорожного движения эти требования до сих пор не включены. Однако в «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации…», п.п 5.5 есть такие слова: «Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри неё, а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «МS» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.» Это значит штрафа за летние шины зимой нет и на штрафстоянку вас не отправят. А о собственной безопасности и жизни окружающих вы обязаны позаботиться сами!
А теперь немного на тему статьи, через призму опыта и здравого смысла. Многочисленные тесты зимних шин, проведённые авторитетными экспертами и упоротыми блогерами, убедительно показали актуальность двух правил: чем холоднее, тем лучше работает нешипованная резина, которую у нас любят называть «липучкой», чем теплее – тем актуальнее шипы. Летом обе плохи и обе изнашиваются до потери свойств. Вывод простой, если температура в вашем регионе редко и кратковременно опускается ниже двадцати градусов мороза, а совсем тепло бывает ещё реже (то есть это центральный регион, Северо-Запад и западная часть страны), при этом вы выезжаете из города хотя бы раз в неделю, то ваш выбор – шипы. Если морозы неделями, снег убирают нечасто, и вообще вы живёте не в городе, то снова лучше шипы. «Липучка» хорошо работает на чистом льду, когда температура ближе к минус 30-35 градусам, когда он становится достаточно твёрдым. Находясь в большом городе, где улицы не только чистят, но и поливают всякой «нанотехнологичной» гадостью, а за город вы выбираетесь по сухому шоссе на лыжный курорт и только там, да ещё во дворе, видите снег, то берите «скандинавскую липучку» и лопату в багажник
У шипов есть три недостатка, кроме уже упомянутого температурного недоразумения: шипы вылетают, резина теряет балансировку и свои сцепные свойства, они шумят и грызут асфальт. Чаще всего они чуть дороже и заметно тяжелее нешипованных. Для владельца отечественной «Нивы» и то, и другое может быть принципиально важно. «Липучки» тоже теряют сцепные свойства по мере износа, но более плавно, да и отследить протектор проще, чем считать оставшиеся шипы. Кстати, повторная ошиповка, чаще всего исчезает после одного прогона по шоссе и пары торможений на светофоре. Если вам кажется, что мы топим за нешипованные шины, то вы ошибаетесь! Как раз мы почти поголовно в шипах, потому что приходится ездить в очень разнообразных условиях. И в городе, и по трассе, и по ледяным лесным колеям, и по снежной целине.
Что касается использования грязевой и атэшной резины, то вместо долгих разговоров давайте в сотый раз вспомним старый «нивоводческий» анекдот:
– А на «Вли пять» зимой можно?
– Нет!
– А если ошиповать?
– Тогда и летом будет нельзя!
А если вы видите заводскую резину MT с местами для установки шипов, то помните – они для езды по бездорожью, и, например, в горах, на скоростях близких к 60 км/ч и мокром асфальте они вам не помогут!
Текст Игоря Губаря