Первый внедорожник от Porsche

Porsche 597 мог плавать и преодолевать крутые подъёмы, благодаря специальной «ползучей» передаче.

Цифра «597» могла бы обозначать название очередной спортивной модели Porsche, но она отражает совершенно иную концепцию – вездеходный автомобиль, который стал ответом компании на тендер, объявленный немецкой армией в начале 1950-х. Ей тогда требовалась лёгкая и надёжная машина, способная справляться с бездорожьем, и при этом предельно простая в обслуживании. Вот инженеры из Цуффенхаузена и придумали модель «597», получившую прозвище Jagdwagen («Охотничий автомобиль»). Porsche была одной из трёх немецких компаний, откликнувшихся на предложение, наряду с Auto Union (предшественником AUDI) и Goliath, дочерней компанией Borgward. И если вдруг у вас возникнет мысль, что 597-й очень напоминает Volkswagen Type 181, то немедленно выбросьте её из головы, потому что VW появился намного позже, в конце 1960-х. Первый полноприводный Porsche имел заднемоторную компоновку, с доработанной оппозитной четвёркой, заимствованной у спорткара 356. Его 1.6-литровый оппозитный двигатель развивал мощность 50 лошадиных сил, чего вполне хватало, чтобы развивать максимальную скорость в 100 км/ч.

К тому времени компания Porsche уже была известна своими мощными автомобилями, но 597-й отличался манёвренностью и способностью передвигаться по бездорожью. Он весил всего 870 килограмм и имел специальную четырёхступенчатую механическую коробку передач, с дополнительной внедорожной передачей Gelände (что в этом случае означало «вездеход») Модель 597 продемонстрировала исключительную проходимость на пересечённой местности, легко преодолевая 33-градусные подъёмы при работе двигателя всего на 1 000 об/мин. Её водонепроницаемый, похожий на ванну, кузов-монокок, позволял плавать по воде, что в ранних образцах даже вынудило Porsche отказаться от дверей. Имея длину всего 3,6 метра, внедорожник был удивительно манёвренным. За простым внешним видом скрывалось сложное оборудование. Компания оснастила автомобиль независимой подвеской, телескопическими амортизаторами и возможностью подключения полного привода посредством инновационной муфты передней оси. Двигатель с воздушным охлаждением был доработан, потому что его надёжность была куда важнее мощности. В общей сложности компания произвела 71 машину (49 в гражданской спецификации, а 22 – исключительно для военных), прежде чем в 1958 году отказалась от разработки и производства вездехода, потому что Auto Union сумела-таки заключить контракт с армией, предложив более дешёвый Type F91 Munga. По некоторым оценкам, до нашего времени дожили около пятидесяти экземпляров, и большинство их владельцев принадлежит к самому маленькому в мире клубу Porsche – Porsche Jagdwagen Registry eV.

Хотя технически 597-й был первым полноприводным Porsche, основатель компании Фердинанд Порше за полвека до этого уже работал над полноприводной моделью. Полностью электрический Lohner-Porsche 1900 года имел четыре мотор-колёса, а также был первым легковым автомобилем с четырёхколесными тормозами. В том же году был показан Semper Vivus (от латинского «Всегда живой») – первый в мире функциональный гибрид. У него было два одноцилиндровых двигателя внутреннего сгорания, которые выступали в качестве генераторов, питая электродвигатели ступиц колёс и аккумуляторную батарею небольшого размера. ДВС работали независимо друг от друга и выдавали 2,5 лошадиные силы. Для автомобиля весом 1 700 килограмм заявленная дальность хода составляла 200 километров, а максимальная скорость – 35 км/ч. Спустя год кропотливой работы, был представлен готовый к производству Lohner-Porsche Mixte, с 5.5-литровым четырёхцилиндровым двигателем Daimler мощностью 25 лошадиных сил, который тоже работал как генератор, снабжая энергией пару мотор-колёс. По сравнению с Semper Vivus он был почти на полтонны легче, благодаря батарее меньшего размера. Первые семь автомобилей были построены с двигателями Daimler, а с 1903-го автопроизводитель перешёл на моторы французской Panhard & Levassor.

Semper Vivus (1900)

Оставьте комментарий