Конечно, панорамная крыша может выглядеть весьма привлекательно, но не стоит забывать, что у неё есть и свои недостатки.
В последнее время автомобили с панорамной крышей становятся всё популярнее, а ведь было время, когда и обычный люк считался роскошью. Но сегодня эта функция становится привычным делом, и на многих современных автомобилях можно увидеть целые стеклянные панели. Но что такое панорамный люк? И все ли люки панорамные? Это плюс или скорее минус? В общем, нам предстоит как следует разобраться в этом вопросе, чтобы нарисовать вам панорамную картину происходящего. Так что давайте перейдём к деталям.
Что такое панорамная крыша или панорамный люк?
Термин говорит сам за себя, учитывая, что слово «панорама» означает широкий обзор какой-либо местности. Зачастую, панорамный люк – это прокачанная вариация обычного люка, создающая впечатление открытого пространства над головами пассажиров. В отличие от обычного люка, расположенного примерно по центру, панорамная крыша (или панорамный люк), как правило, занимает всю крышу, упираясь в верхнюю линию лобового стекла с одной стороны и заднего стекла – с другой.
Типы панорамных люков.
В рамках спектра панорамных крыш существует множество различных вариаций. Взять хотя бы названия: панорамная крыша или панорамный люк? На самом деле эти два термина можно считать взаимозаменяемыми, даже несмотря на то, что первое больше ассоциируется с полностью прозрачной крышей, а второе – со стеклянной открывающейся панелью. Зачастую двойные или тройные стеклянные панели тоже относят к панорамным крышам: такая конфигурация пропускает в салон достаточно света, и к тому же позволяет открывать секции по отдельности.
Но на какие категории можно разбить панорамные крыши?
Панорамное лобовое стекло. В этом случае лобовое стекло не упирается в линию крыши, а продолжается дальше, частично или полностью охватывая пассажирскую зону. Отличный пример, стеклянная крыша малоизвестной у нас Lucid Air (да и откуда нам её знать, она ведь не китайская), состоящая из панорамного лобового стекла над передними сидениями и примыкающего к ней прозрачного люка над задними.
Двух- или трёхкомпонентная крыша. Как мы сказали, обычно у таких автомобилей полностью стеклянная крыша, разделённая на две или три панели, которые можно открывать по отдельности. Пример двухкомпонентной панорамной крыши – некоторые модели Subaru. Однако, одно только наличие двух люков еще не делает крышу панорамной – достаточно взглянуть на KIA Carnival 2023 года.
Фиксированная панорамная крыша. Её можно увидеть у недавно обновленной Tesla Model S. Такая крыша представляет собой сплошную фиксированную панель, охватывающую всю пассажирскую зону.
Фиксированная панорамная крыша. Её можно увидеть у недавно обновлённой Tesla Model S. Такая крыша представляет собой сплошную фиксированную панель, охватывающую всю пассажирскую зону.
Infinity Roof или «бесконечная крыша». Такое название получили четыре съёмные стеклянные панели нового GMC Hummer. Правда технически это нельзя назвать панорамной крышей: неподвижные конструктивные перекладины закрывают обзор, тем самым сводя на нет именно панорамные функции.
Sky Roof – неофициальный термин для обозначения панорамной крыши, использовавшийся несколькими брендами. К примеру, у Bugatti Chiron была опция «открытой крыши» – две стеклянные панели, расположенные над передними сидениями. Вряд ли это можно назвать панорамной крышей. В отличие от BMW i7, с её Sky Lounge, способной меняться с матовой на прозрачную, благодаря встроенным нитям светодиодной подсветки.
Плюсы:
Без сомнения, у панорамной крыши есть несколько преимуществ по сравнению с обычным люком или его отсутствием.
Внешний вид. Панорамная крыша, особенно та, которая тянется от лобового стекла до багажника, выглядит очень привлекательно. Автомобиль сразу кажется более элегантным и спортивным, чем он есть на самом деле.
Здоровье пассажиров. Обычно мы не получаем достаточно солнечного цвета, потому что проводим большую часть жизни в помещении. Панорамная крыша частично решает эту проблему, позволяя нашему организму вырабатывать витамин D, а значит может быть полезна для здоровья.
Настроение. В дополнение к общей пользе для здоровья, хорошо освещённый салон может улучшить настроение. К тому же, это создаёт ощущение более открытого и комфортного пространства.
Улучшение охлаждения. Если вы припарковались на солнце – приоткрытый панорамный люк позволит горячему воздуху подниматься вверх, предотвращая перегревание салона.
Стоимость при последующей перепродаже. Поскольку панорамная крыша считается чуть ли не признаком роскоши – её наличие может повысить стоимость вашего автомобиля при перепродаже или сдаче в трейд-ин.
Минусы:
Раз уж мы отметили плюсы панорамных крыш, нужно перечислить и некоторые минусы.
Смещённый центр тяжести. Стеклянные панели и механизмы, предназначенные для их открытия, увеличивают вес крыши автомобиля. Это смещает центр тяжести, что может негативно сказаться на управлении. Большинство водителей не почувствуют разницы, но в спортивных автомобилях (например, BMW M3), замена крыши из углеволокна на панорамное стекло может повлиять на эксплуатационные характеристики.
Уменьшение пространства салона. В автомобилях, в которых панорамный люк не открывается вверх, панель убирается в специальное углубление. Для этого производителям приходится опускать потолок, что может уменьшить внутреннее пространство на целых четыре сантиметра.
Влажность в холодном климате. Стекло не обладает теплоизоляцией и многослойной конструкцией обычной крыши, а значит, холодный климат может привести к образованию конденсата внутри салона.
Снижение эффективности климат-контроля. Хотя панорамная крыша позволяет быстрее избавляться от горячего воздуха, она снижает эффективность систем климат-контроля, поскольку прямые солнечные лучи нагревают салон. Новые люки с улучшенной изоляцией частично справляются с этой проблемой (а в скором будущем появится функция затемнения стекла), но старые автомобили могут пострадать от перегрева. Дополнительные сложности возникают из-за увеличения веса, что затрудняет работу двигателя или аккумуляторных батарей. В первую очередь это касается гибридных автомобилей, и в гораздо меньшей степени традиционных автомобилей с ДВС.
Сложности технического обслуживания. Большое количество подвижных деталей в конструкции автомобиля и сложная система управления элементами крыши, повышают вероятность поломки, а износ резиновых уплотнителей, который неизбежно произойдёт с течением времени, приведёт к протечкам.
Возможные поломки. Даже закалённое стекло более уязвимо, чем сплошная металлическая панель. Вот почему некоторые производители запрещают устанавливать большие колёса на автомобили с панорамной крышей. Они влияют на ход и амортизацию: сильные толчки распространяются по всему кузову, что в свою очередь может привести к вибрации и потенциальному разрушению стеклянной крыши. Само собой, её замена обойдётся недёшево.
Стоит ли покупать автомобиль панорамной крышей?
В конечном итоге, это зависит от личных предпочтений и условий эксплуатации машины. Автомобили класса люкс значительно выигрывают от наличия такого эффектного элемента, в то время как спортивные автомобили вполне обойдутся без панорамной крыши, учитывая её негативное влияние на производительность. Если рёчь идёт о подержанном автомобиле, то приобретать машину с панорамной крышей стоит если она относительно новая или находится в очень хорошем состоянии, потому что старые автомобили с такой крышей доставят вам немало проблем.