FJ явно опередил своё время, к тому же ему пришлось пережить несколько очень тяжёлых сражений.
Land Cruiser 2024 модельного года – среднеразмерный внедорожник в ретро-стиле, и для любого, кто родился до 2000 года, его концепция кажется удивительно знакомой. Как говорится, это потому, что мы уже бывали здесь раньше. Вспомните 2005-й и Toyota FJ Cruiser, дебютировавшую на Североамериканском автосалоне, и на какое-то время ставшую настоящим хитом. Ретро тогда только набирало обороты, и, как мы видим, этот процесс не останавливается до сих пор. FJ тоже базировался на Toyota Land Cruiser Prado (Lexus GX) и его дизайн вызвал всеобщий восторг. Это был потрясающий внедорожник с кузовом на раме, лучшими в классе углами въезда и съезда, штатной системой 4WD и межосевым дифференциалом Torsen. Но в конечном итоге он потерпел неудачу и покинул рынок из-за низких продаж, хотя в отдельных странах его выпускали до наших дней. Так что же произошло?


Во всём виноваты банки.
Продажи FJ Cruiser начались в Америке в 2006 году, и его целевая аудитория отреагировала так, как и ожидалось. Тот первый год стал лучшим для FJ, и Toyota продала 56 225 автомобилей. В 2007 – 55 170. Казалось, дела шли отлично, но в 2008-м продажи упали почти вдвое — до 28 668 машин, а годом позже и вовсе до 11 941. Toyota немного восстановилась в 2010-м, когда удалось реализовать почти 15 тысяч внедорожников, но после этого рынок рухнул, и продав в 2014 году 11 726 единиц, выпуск FJ прекратили. Ну а что было делать, если за весь 2014 год Toyota продала меньше, чем за два первых месяца 2006-го?
Как вы уже догадались из подзаголовка, виноваты были банки. Первые тревожные нотки появились в конце 2007 года, а в 2009-м разразилась «великая рецессия». Всё началось с лопнувшего пузыря на рынке недвижимости, а вслед за ним рухнуло остальное. У людей просто не было денег на новый внедорожник, хотя, если немного поторговаться, его можно было купить за 20 тысяч долларов. Это не помогало! Людям снились кошмары о том, как они заправляют атмосферный V6, с его не самой деликатной шестиступенчатой коробкой передач. После окончания финансового урагана, люди долго оставались нерешительными и очень бережно относились к деньгам. До 2008-го они бы не задумывались о цене автомобиля, если им понравился дизайн, но после экономического спада все старались выбрать более безопасные маршруты и предпочитали базовую Corolla.

Во всём виновата Toyota.
Когда у покупателей хватало денег даже на то, чтобы разориться, они не замечали недостатков FJ Cruiser. Да, это был эпичный внедорожник, но он попал в ту же ловушку, что и Jeep Wrangler. Его внедорожное мастерство достигалось за счёт ухудшения управляемости на дороге. FJ казался большим и неуклюжим. Дизайн, хотя и превосходный, влиял на обзорность и практичность. С-образная стойка была слишком толстой, а запасное колесо закрывало половину заднего стекла. Кроме того, Toyota наделила FJ распашными дверями, которые круто выглядели, но непрактичны в повседневной жизни. Ведь прежде чем открыть задние, нужно было открыть передние. И если, например, вы привезли детей в школу, то недостаточно было просто остановиться, чтобы дать им выпрыгнуть. Сзади не хватало места для ног, а багажник был слишком мал для такой большой машины. И что хуже всего, качество отделки трудно было назвать приемлемым. Toyota не пыталась исправить ситуацию, одновременно выпуская новые версии 4Runner (Trail и TRD). Эти машины пересекались по многим параметрам, но в итоге победил 4Runner. Причём, с большим отрывом! Тем не менее, FJ Cruiser продолжали выпускать в разных странах до начала текущего года, однако для Америки он закончился почти десять лет назад. И вы удивитесь, сколько сейчас там стоят хорошо сохранившиеся экземпляры.


Исправила ли Toyota ошибку?
Правильнее было бы спросить, исправлены ли ошибки в экономике. И ответ на этот вопрос зависит от того, кого будете спрашивать. Те, кто носит ковбойские шляпы скажут, что Байден в конце концов угробит Америку, в то время как левые будут кричать, что новый фильм о Барби избавит нас от всех проблем. Но факты говорят, что экономика довольно сильна, восстановив допандемические потери и даже превзойдя допандемический уровень. При этом средняя цена нового автомобиля находится на рекордно высоком уровне и близка к отметке в 50 тысяч долларов (4,5 млн рублей), на которую ориентируется и новый Land Cruiser. Так что о былой доступности FJ можно забыть. Однако новый Land Cruiser лучше спроектирован. Он продолжает стиль ретро (вы даже можете выбирать между круглыми и прямоугольными фарами), который за последние годы превратился не просто в прихоть, а в навязчивую идею. Впрочем, Toyota давно присоединилась к ретро-вечеринке, хотя в те времена FJ был исключением. Теперь ретро стало мейнстримом, и Land Cruiser от этого безусловно выиграет. У него достаточно мощный и экономичный двигатель, к которому скоро добавится ещё более мощный и экономичный гибрид, четыре полноценных двери и большой багажник. Да, интерьер менее роскошный, чем у предшественника, но выглядит он очень хорошо, и Toyota очевидно поняла, к чему приводит экономия на качестве отделки.
Так почему же новый Land Cruiser добьётся успеха там, где потерпел неудачу FJ? На наш взгляд, в трагической судьбе FJ виновата не машина, а обстоятельства. А Land Cruiser, со своим ретро-дизайном, выходит в нужное время и в нужном месте. Так что FJ просто не повезло. Да у него были недостатки, но крах модели, в первую очередь, был продиктован не зависящими от неё обстоятельствами. Мы не предсказатели, и у нас нет хрустального шара, но нам кажется, что для нового Land Cruiser звёзды в автомобильной вселенной сошлись крайне удачно.
