Спортивные автомобили созданы, в основном, для получения удовольствия, но почти всегда заставляют идти на компромиссы. Низкий дорожный просвет и жёсткая подвеска раскрываются лишь на идеальном асфальте, который в реальном мире встречается нечасто. Правда, есть Porsche 911, который не боится плохих дорог, великолепен на трассе и дарит улыбку на грунтовке? И речь не о фантазиях или концептах – такой автомобиль существует. Внедорожный Porsche 911 – пожалуй, самый практичный спортивный автомобиль из когда‑либо созданных.
Модель 911 выпускается уже шестьдесят лет, а гоночные устремления Porsche уходят корнями ещё глубже. С ездой по бездорожью Porsche начал экспериментировать ещё в 1980‑х, а недавно представил серийную версию – 911 Dakar. Давайте проследим за процессом создания этого удивительного автомобиля и поймём почему он претендует на звание мечты любого автолюбителя.



От асфальта к гравию: эволюция полного привода
Всё началось с модели 964 Carrera 4. Именно с неё в 1989 году стартовали продажи полноприводных 911-х. Изначально инженеры хотели обуздать своенравный характер заднеприводной компоновки и улучшить сцепление в поворотах. Со временем, полный привод стал стандартным для версий Turbo, особенно когда мощность перевалила за 400 лошадиных сил. Он не только позволял эффективнее реализовывать мощность на асфальте, но и неожиданно открыл для 911-й новые горизонты – бездорожье. Правда, редкий владелец рисковал проверить этот факт на практике. Идею подхватили тюнинговые ателье. Компании вроде Singer, RUF и Kalmar начали создавать на базе 911-го автомобили, способные покорять серьёзные препятствия. Результаты впечатляли и доказывали: потенциал платформы поистине безграничен.


Раллийные корни: от «Сафари» до «Дакара»
Porsche и гонки – неразделимые понятия. Ещё до появления 911-й модели, 356-я успешно выступала в ралли. Когда же в 1965 году дебютировала 911-я, её гоночная карьера была предрешена. Уже в 1965 году слегка доработанная 911-я заняла пятое место на сложнейшем ралли Монте‑Карло. В 1971‑м специальные 911-е ST, с усиленной подвеской и кузовом, отправились на суровое Ралли-Сафари в Восточной Африке, преодолевая до пяти тысяч километров сложнейшего бездорожья. Но настоящим прорывом стал 1984 год. Porsche создал 953 – первый полноприводный 911, который с экипажем Рене Метжа и Доминика Лемуана одержал безоговорочную победу на легендарном ралли «Париж-Дакар». Этот автомобиль, официально именовавшийся Porsche 911 Carrera 3.2 4×4 Paris-Dakar, стал прародителем ещё более продвинутого суперкара – 959. В 1986‑м три Porsche 959 с двигателями с двойным турбонаддувом финишировали на подиуме «Дакара», заняв первое и второе места.
Позже на основе гоночного прототипа был выпущен флагманский дорожный автомобиль Porsche 959 – технологический прорыв своего времени. Он получил систему полного привода, автоматическую регулировку клиренса, контроль давления в шинах и композитный кузов. Многие из этих решений позже перекочевали в серийные модели 911. В начале 1990-х из-за финансовых проблем модельный ряд Porsche был сокращён, а на рынке появились новые модели, такие как 996, с водяным охлаждением, Boxster, со средним расположением двигателя, и Cayenne. Последний оказался превосходным внедорожником и одновременно лидером в своём классе по динамике. Однако, несмотря на раллийные успехи, Porsche долгое время не решался выпустить серийный внедорожный 911-й.


Возрождение легенды: Porsche 911 Dakar
Ситуация изменилась в 2023 году, когда к 70‑летию начала продаж в Америке был представлен 911 Dakar – первый серийный 911, созданный специально для бездорожья. Выпуск ограничили 2 500 экземплярами по всему миру. Визуально Dakar невозможно спутать с другими «девятьсот одиннадцатыми». Его дорожный просвет увеличен до 191 мм, установлены внедорожные шины Pirelli Scorpion All Terrain Plus, а дизайн отсылает к победителю «Дакара» 1984 года. В основе – платформа 992.1 Carrera GTS с 3.0‑литровым оппозитным шестицилиндровым двигателем с двойным турбонаддувом мощностью 473 л. с. В стандартную комплектацию входят полный привод, восьмиступенчатый робот PDK, задние управляемые колёса и система управления шасси PDCC. Инженеры приложили много усилий, чтобы снизить вес автомобиля. Благодаря панелям из углепластика, облегчённому стеклу и аккумулятору снаряжённая масса составила 1 605 кг – всего на десять килограмм тяжелее Carrera GTS, и на сотни килограммов легче любого кроссовера. Подвеска была полностью переработана и получила несколько вариантов дорожного просвета. К стандартным режимам движения добавились «Ралли» и «Бездорожье», а система контроля тяги Rally Launch Control позволяет колёсам пробуксовывать на 20% больше, что важно на рыхлых поверхностях. В результате получился Porsche 911, который с лёгкостью идёт по песку, штурмует горные серпантины и остаётся комфортным для ежедневных поездок.


При этом Dakar не лишён компромиссов. Например, задние сиденья демонтировали, для установки каркаса безопасности, что снизило практичность. Его базовая стоимость стартует с 223 тысяч долларов (около 17,9 млн рублей по текущему курсу), что делает автомобиль доступным для немногих. Но сама концепция безупречна. Если бы Porsche создал следующую версию на базе более доступной Carrera T (388 л. с., механика) и сохранил задний диван, это мог бы быть идеальный спортивный автомобиль для повседневной эксплуатации в реальных условиях. Впрочем, по слухам, следующий Dakar станет ещё более экстремальным. Так что, пожалуй, стоит начать копить на него уже сейчас.