«Есть одна тема, которая предельно ясна, но она довольно туманна». Мы не знаем, кто произнёс эти слова, но они отлично описывают состояние автопроизводителей, размышляющих о новых пошлинах, которые пообещал ввести Трамп.
Одно можно сказать наверняка: его слова заставили многих в срочном порядке искать план Б, а потом, на всякий случай, и план В. И хотя существует много разногласий по поводу того, кто пострадает больше других, все автопроизводители согласны, что расхлёбывать эту кашу снова придётся покупателям, принимающим на себя основные тяготы неизбежного роста цен. Помните знаменитую фразу французского философа Жан-Поль Сартра, которая, кстати, повторяется в песне группы Linkin Park – Hands Held High: «Когда богатые ведут войну, умирают бедные». По данным MarketWatch, машины в среднем подорожают на 3 тысячи долларов, которые прибавятся к и без того непомерно высокой средней цене в 45 тысяч долларов (4,1 млн рублей). И это один из самых благоприятных сценариев! Если верить S&P Global Mobility, средняя стоимость автомобиля может вырасти более чем в два раза. Однако бояться нечего, потому что в долгосрочной перспективе всё окупится, говорит неунывающий Трамп: «Это будет золотой век Америки! Мы страна, которой теперь управляют с помощью здравого смысла – и результаты будут потрясающими!» Кто бы сомневался!?
AUDI. Уровень беспокойства: умеренный
Модели, которые могут пострадать: Q5.
На заводе Volkswagen AUDI в Сан-Хосе-Чиапа (Мексика), где производят Q5, работает чуть более пяти тысяч человек. Согласно информации, размещённой на сайте завода, в 2023 году было выпущено почти 176 тысяч автомобилей. Из них только за первое полугодие прошлого года в США было экспортировано почти 40 тысяч (по данным Мексиканской ассоциации автомобильной промышленности AMIA).
AUDI: Основана в 1909 году
Основатель: Аугуст Хорх
Штаб-квартира: Ингольштадт, Германия
Принадлежит: Volkswagen Group
Генеральный директор: Гернот Доллнер

BMW. Уровень беспокойства: не слишком высокий
Модели, которые могут пострадать: 3-я серия, купе 2-й серии, купе М2.
По данным производителя, завод BMW в Сан-Луис-Потоси (Мексика), производит 3-ю серию, купе 2-й серии и M2. Почти вся продукция уходит в США и на другие рынки по всему миру. В 2027 году здесь планируют запустить полностью электрическую модельную линейку Neue Klasse. Когда в конце прошлого года появились слухи о новых пошлинах, генеральный директор BMW Оливер Ципсе не выглядел обеспокоенным. Завод компании в Спартанбурге (США) производит 1 500 автомобилей в день, что делает его крупнейшим предприятием бренда в мире, и основным экспортёром на мировые рынки, включая Германию, Китай и Великобританию.
BMW: Основана в 1916 году
Основатель: Карл Рапп
Штаб –квартира: Мюнхен, Германия
Принадлежит: Публичное акционерное общество
Генеральный директор: Оливер Ципсе
Ципсе сказал, что у BMW даже может появиться преимущество перед конкурентами, из-за «значительного присутствия компании в США». «В этом отношении нам не о чем беспокоиться», – сказал он, добавив, что BMW активно работает в двенадцати штатах. Две трети автомобилей BMW, продаваемых в США, производятся в Спартанбурге, и компания намерена и впредь инвестировать в этот завод, на котором работают более 11 тысяч человек.

Ford. Уровень беспокойства: озабоченность и раздражение
Модели, которые могут пострадать: Bronco Sport, Maverick, Edge, Mustang Mach-E.
Узнав о пошлинах, генеральный директор Ford Motor Джим Фарли был разочарован. «Если они всё же будут введены, то окажут огромное влияние на всю нашу отрасль, уничтожив миллиарды долларов прибыли, что негативно скажется на рынке труда и всей системе ценностей в автомобилестроении» – сказал Фарли. «Пошлины также будут означать более высокие цены для покупателей» – добавил он.
Ford: Основан в 1903 году
Основатель: Генри Форд
Штаб-квартира: Дирборн, Мичиган, США
Принадлежит: Публичное акционерное общество
Генеральный директор: Джим Фарли
В дальнейшем, Фарли заинтересовался причиной, по которой в качестве целей были выбраны именно Канада, Мексика и Китай, и выступил в защиту своей компании, отметив, что около 80% автомобилей Ford, продаваемых в США, производится внутри страны. Все коробки передач и половина двигателей производятся внутри страны. «Что мне непонятно, так это почему мы вообще ведём эти разговоры, пока Hyundai и KIA импортируют в Америку 600 тысяч автомобилей в год без дополнительных пошлин. И почему Toyota может импортировать полмиллиона автомобилей без дополнительных пошлин?» У Ford есть три завода в Мексике: по производству двигателей в Чиуауа и два сборочных в Каутитлане и Эрмосильо, а также сборочный завод в Оквилле, Канада, где с 2026 года планируют выпускать пикапы F-серии с бензиновыми двигателями. В прошлом году компания экспортировала чуть менее 196 тысяч автомобилей из Мексики. При этом, по данным мексиканской AMIA, 90% из них отправилось в США.

General Motors. Уровень беспокойства: умеренный, настороженный
Модели, которые могут пострадать: Cadillac Optiq, Chevrolet Blazer, Chevrolet Blazer EV, Chevrolet Silverado, Chevrolet Equinox, GMC Sierra.
Если вы думали, что GM работает исключительно в США, то сильно ошибались. В прошлом году GM импортировал около 750 тысяч автомобилей из Канады и Мексики, большинство из которых были произведены в последней. К ним относятся некоторые из самых популярных моделей GM, в том числе полноразмерные пикапы Chevrolet Silverado и GMC Sierra, а также среднеразмерные внедорожники. Мексиканские заводы GM производят и два новых электромобиля компании – версии Equinox и Blazer.
GMC: Основана в 1911 году
Основатель: Уильям Дюран
Штаб-квартира: Детройт, Мичиган, США
Принадлежит: General Motors
Генеральный директор: Мэри Барра
Генеральный директор Мэри Барра заявила, что GM готов ко всему. «Мы производим автомобили в Мексике, Канаде и Соединённых Штатах» – сказала она. «В Соединённых Штатах у нас есть возможность компенсировать влияние пошлин. Мы продаём пикапы по всему миру, поэтому можем рассмотреть регионы, с более мягкой политикой». В Канаде у GM есть три завода, на которых производятся электрические фургоны, пикапы Chevrolet Silverado Heavy Duty, а также двигатели V8 и коробки передач с двойным сцеплением.

Honda. Уровень беспокойства: умеренный
Модели, которые могут пострадать: HR-V, CR-V, Civic.
Примерно треть автомобилей Honda, продаваемых в США, производится в Канаде и Мексике. Понятно, что Honda, которой есть что терять, рассматривает возможность изменений в цепочке поставок, чтобы смягчить потенциальное воздействие пошлин. 80% своей мексиканской продукции, Honda отправляет на рынок США.
Honda: основана в 1948 году
Основатель: Соичиро Хонда
Штаб-квартира: Хамамацу, Япония
Принадлежит: Публичное акционерное общество
Генеральный директор: Тосихиро Мибэ

KIA/Hyundai. Уровень беспокойства: низкий
Модели, которые могут пострадать: Hyundai Tucson, KIA Forte.
Как сообщает Korea Herald, пошлины Трампа являются благом, а не ударом для Hyundai и KIA. «У Hyundai Motor самый низкий уровень рисков среди традиционных автопроизводителей» – говорит Мун Ен Квон, аналитик Shinyoung Securities. «Если отпускные цены на конкурирующие модели в США вырастут из-за пошлин, Hyundai и KIA могут извлечь из этого выгоду».
Hyundai: основана в 1967 году
Основатель: Чанг Джу-Юнг
Штаб-квартира: Сеул, Южная Корея
Принадлежит: Hyundai Motor Group
Генеральный директор: Чжэ Хун Чанг
KIA: основана в 1944 году (как Kyungsung Precision Industry)
Штаб-квартира: Сеул, Южная Корея
Основатель: Ким Чхоль Хо
Принадлежит: Hyundai Motor Group
Генеральный директор: Хо Сунг Сонг
Согласно данным сайта, у KIA есть производственная площадка в мексиканском Монтеррее (штат Нуэво-Леон), которая способна выпускать около 400 тысяч машин в год. В прошлом году из Монтеррея в Америку экспортировали около 150 тысяч автомобилей, в то время как в США компания произвела 250 тысяч. У Hyundai Motor нет заводов в Мексике.

Mazda. Уровень беспокойства: умеренный
Модели, которые могут пострадать: Mazda3, Mazda CX-30.
Том Доннелли, президент и генеральный директор Mazda в Северной Америке, сказал, что Mazda уже несколько месяцев изучает возможный эффект введения пошлин и реакцию на них. «Ясно одно: ни один бизнес не способен быстро справиться с масштабом того, о чём сейчас идёт речь» – сказал Доннелли. Хотя в теории Mazda может увеличить производство в Алабаме, где она выпускает CX-50, и сократить – в Мексике. Однако, это не произойдёт в одночасье. «У нас есть цепочки поставок, которые позволяют учесть все эти факторы, но для принятия нужных решений может потребоваться от нескольких месяцев до года», – сказал он. Несмотря на потенциальные риски, Mazda утверждает, что у неё достаточно ресурсов, чтобы поддерживать продажи до конца года. Yahoo Finance сообщает, что в 2024 году у Mazda был рекордным в США. Продажи выросли почти на 17% и составили чуть менее 425 тысяч автомобилей. У Mazda также был лучший декабрь за всю историю, благодаря кроссоверам CX-90, CX-70 и CX-50. В 2023 году Mazda экспортировала из Мексики в США около 120 тысяч автомобилей.

Nissan. Уровень беспокойства: высокий
Модели, которые могут пострадать: Kicks, Sentra, Versa, Murano, Armada.
Когда в 2020 году ввели ковид-ограничения, в той или иной степени пострадали все, но первыми закрылись предприятия, которые и без того с трудом сводили концы с концами. И все мы знаем, что Nissan испытывает трудности. Возможно, даже в большей степени сейчас, когда сделка с Honda сорвалась. Nissan сильно пострадает от пошлин.
Nissan: основан в 1933 году
Штаб-квартира: Ниши-ку, Йокогама, Япония
Основатель: Ёсисукэ Айкава
Принадлежит: Публичное акционерное общество
Генеральный директор: Макото Утида
Другая проблема (по мнению Reuters) заключается в том, что многие модели, которые Nissan производит для рынка США, являются бюджетными. Их покупают люди с невысокими доходами. А когда вы производите бюджетные товары, вам не на кого переложить дополнительные расходы, которые появятся из-за пошлин. У Nissan Motor есть два завода в Мексике, где для рынка США производятся модели Sentra, Versa и Kicks. За первые девять месяцев 2024 года там было произведено почти 505 тысяч автомобилей.

Stellantis. Уровень беспокойства: умеренный
Модели, которые могут пострадать: Jeep Compass, Jeep Wagoneer S, RAM Heavy Duty, RAM ProMaster, Dodge Charger Daytona.
Финансовый директор Stellantis Дуг Остерманн официально заявил, что компания может перенести своё производство на заводы в США, такие как Belvidere Assembly в Иллинойсе. «Для нас это, конечно, не идеальный вариант. Впрочем, как и для других автопроизводителей. Но у нас есть свободные мощности в США, которые позволят адаптироваться» – сказал он. У Stellantis есть два завода в Мексике: в Сальтильо, где выпускают пикапы и фургоны RAM, и в Толуке, где производят компактный внедорожник Jeep Compass. Компания также владеет двумя сборочными предприятиями в канадском Онтарио: в Виндзоре, где делают модели Chrysler, и в Брамптоне, который в настоящее время не работает, но должен возобновить производство в этом году.

Toyota. Уровень беспокойства: без суеты
Модели, которые могут пострадать: пикап Tacoma, RAV4, Lexus RX
На мероприятии, которое проходило в прошлом месяце, Сирил Димитрис, президент и генеральный директор Toyota Canada, подчёркивал как долго Toyota работает в этой стране. «Toyota работает в Канаде уже 60 лет, и мы создали невероятную экосистему по всей стране, – сказал он. – Мы вплетены в ткань канадского общества, и мы здесь надолго, с какими бы трудностями нам не пришлось столкнуться». Другими словами, независимо от пошлин, Toyota Canada никуда не денется.
Toyota: основана в 1937 году
Штаб-квартира: Айти, Япония
Основатель: Киитиро Тоёда
Принадлежит: Публичное акционерное общество
Генеральный директор: Кодзи Сато
Toyota производит пикап Tacoma на двух заводах в Мексике. В 2023 году в США было поставлено 230 тысяч таких автомобилей, что составляет около 10% от общего объёма продаж на рынке. Раньше Toyota производила Tacoma в Америке, но теперь их поставляют из Мексики.

Volkswagen. Уровень беспокойства: покусывание ногтей
Модели, которые могут пострадать: Jetta, Taos, Tiguan.
Многие эксперты считают, что от пошлин больше всего пострадают Volkswagen и Volvo. По данным рейтингового агентства Moody’s, Stellantis, Volkswagen Group и Volvo – наиболее уязвимы к возможному решению Трампа.
Volkswagen: основана в 1937 году
Штаб-квартира: Вольфсбург, Германия
Основатель: Немецкий Трудовой Фронт
Принадлежит: Volkswagen Group
Генеральный директор: Томас Шафер
По данным сайта автопроизводителя, завод Volkswagen в Пуэбле является крупнейшим автомобильным производством в Мексике и одним из крупнейших во всей группе Volkswagen. В 2023 году там было произведено почти 350 тысяч автомобилей, в том числе Jetta, Tiguan и Taos, которые экспортировались в США.

Volvo. Уровень беспокойства: инвестиции не в ту сторону
В Канаде Volvo строит гигафабрику по производству аккумуляторов в Сент-Томасе, Онтарио, инвестируя до семи миллиардов канадских долларов, с целью использовать их в автомобилях, которые она продаёт в Северной Америке. Ожидается, что производство стартует в 2027 году. Вероятно, это было сделано в ответ на закон, который стимулировал инвестиции в Северную Америку, но теперь они могут оказаться пустой тратой денег, если производимые там автомобили станут ещё дороже.
Volvo: основана в 1927 году
Штаб-квартира: Гётеборг, Швеция
Основатель: Ассар Габриэльсон, Густав Ларссон
Принадлежит: Geely Group
Генеральный директор: Джим Роуэн.
