Тренды 2023 года: электрические автомобили, пикапы и внедорожники

Ожидается, что в 2023 году традиционные автопроизводители значительно усилят свои позиции на рынке электромобилей, и Tesla будет нелегко отстоять своё нынешнее доминирующее положение. Одновременно с этим, новые компании и стартапы попытаются доказать, что тоже заслуживают места в компании больших парней.

В прошлом году электромобили получали всё большее распространение, хотя этого почти не было заметно в России. Причём, многие модели были выпущены старыми традиционными автопроизводителями и относительно небольшими стартапами. В то же время, продажи автомобилей с ДВС перестали расти на всех основных рынках, включая Китай и США. Tesla остаётся доминирующим игроком, но её долю начали постепенно поглощать новые претенденты. В этом году компания Маска планирует продать около двух миллионов автомобилей, превзойдя по объёму всех, кроме крупнейших мировых автопроизводителей. Давайте посмотрим на тенденции и модели, которые будут формировать рыночный ландшафт 2023 года.

Ценовые войны «Теслы» и Cybertruck.

Одной из наиболее интересных тенденций 2022-го, стал рост продаж Tesla (особенно к концу года). Маск всегда утверждал, что у него нет проблем со сбытом, и даже когда реализация просела, он заявлял, что спрос на автомобили Tesla «бесконечен», хотя и признавал, что не каждый может их себе позволить. После этого Tesla вызвала большой переполох на рынке, снизив цены по всем позициям более чем на 20%. Так называемая «ценовая война» уже привела к жертвам среди стартапов, да и у старых автопроизводителей немного поднялась температура. Однако это решение Tesla обратило вспять падение продаж. Имея огромную прибыль от каждого проданного электромобиля, Tesla безусловно может и дальше играть с ценами, чтобы потеснить других участников рынка. Ведь в настоящее время ни один автопроизводитель не получает прибыли от электромобильного бизнеса, и было бы интересно посмотреть, как долго они смогут тратить деньги.

При этом Tesla вполне вероятно сможет ещё снизить цены, если это потребуется, потому что с невероятной скоростью строит свои гига-фабрики и расширяет производство на уже существующих. Недавно анонсированный Giga Mexico начнёт работать с использованием нового уникального производственного процесса, позволяющего вдвое сократить расходы на производство Model 3 и Y. Вероятно, результаты этого сокращения станут очевидны только в следующем году, но и на 2023-й у Tesla есть туз в рукаве. В этом году первые Cybertruck должны наконец добраться до покупателей. А ведь Tesla Cybertruck – самая ожидаемая модель последних лет. Правда многим не понравился грузовик причудливой инопланетной формы, но давайте вспомним, как потешался над iPhone Стив Балмер из Microsoft, когда Windows Mobile доминировала на рынке мобильных устройств. В любом случае, каким бы ожидаемым ни был Cybertruck, в ближайшее время он очевидно не станет хитом продаж, и о его успешности можно будет судить только через пару лет.

Загадочная стратегия немецкого автопрома.

В общем, рынок электромобилей в 2023 году наверняка будет горячим, с большим количеством премьер. Однако наиболее важной тенденцией является то, что старые автопроизводители, наконец обратили на него внимание. Правда, как показывает опыт немецкого автопрома, не все и не всегда. Volkswagen Group анонсирует множество новых моделей от брендов Volkswagen, AUDI и Porsche, одновременно борясь с европейским запретом ДВС с 2035 года. Мы уже видели, как Toyota пыталась сделать то же самое, но, похоже, без особого успеха.

Дело в том, что Volkswagen столкнулся с проблемой разработки программного обеспечения, и это заметно повлияло на всю его электрическую программу. Porsche Macan EV и AUDI Q6 e-tron по-прежнему нет на рынке, несмотря на то, что испытания прототипов завершились ещё несколько лет назад. Однако AUDI не сдаётся и только что анонсировала обновлённую линейку электромобилей. В ней лидирует AUDI A6 e-tron, использующий ту же архитектуру PPE, что и Macan и Q6 e-tron. За место в сердцах немецких автолюбителей бюргерский AUDI сразится с новым BMW i5, который должен появиться в автосалонах в октябре этого года (а в следующем, выйдет универсал). В том же сегменте, Mercedes-Benz запустил в прошлом году EQE, но он не смог произвести впечатления на покупателей, даже несмотря на то, что он дешевле Tesla Model S.

При этом Volkswagen недавно обновил свою платформу MEB. Предполагалось, что она превратится в универсальную архитектуру Герберта Дисса, но она стала последним средством продвижения планов электрификации Volkswagen. Популярный бренд готовится расширить линейку ID.: сверху появится ID.7, а снизу – ID.2, хотя только первый из них будет выпущен в этом году. За исключением дизайна и стиля кузова, технических отличий от существующих моделей ID.3 и ID.4 у него почти не будет.

Стартапам придётся нелегко.

Год должен оказаться безжалостным для большинства электрических стартапов. Экономические условия ухудшаются, что делает привлечение нового капитала значительно сложнее, чем раньше. Многие стартапы всё ещё далеки от прибыльности, потому что им не хватает объёмов производства для обеспечения эффекта масштаба. Что ещё хуже, многие из них достигли дна своих денежных резервов, поэтому мы можем стать свидетелями того, как в этом году они уйдут с рынка. Согласно недавним отчётам Automotive News, Canoo и Faraday Future находятся в наиболее сложном положении, а Aptera, Nikola и Lordstown не слишком от них отстают. В Faraday Future планировали начать поставки FF91 Futurist в апреле этого года, и всё ещё уверены, что смогут это сделать. Тем не менее, у компании почти не осталось денег на покрытие текущих расходов. У Fisker чуть больше надежд на начало продаж, хотя и им пришлось ужиматься, чтобы уложиться в срок.

Намного лучше дела у таких стартапов как Rivian и Lucid, которых уже представили свои машины на рынке. Хотя и они попали в затруднительное положение из январского снижения цен на Tesla. Rivian находится в процессе масштабного наращивания производства, сжигая деньги с угрожающей скоростью. Lucid мог бы оказаться в ещё более сложной ситуации, если бы не принадлежал государственному инвестиционному фонду Саудовской Аравии (PIF). В любом случае, в долгосрочной перспективе у них наилучшие шансы на выживание, будь то самостоятельно или в составе большой автомобильной компании.

Корейская связь.

Корейские автопроизводители Hyundai и KIA продемонстрировали удивительную устойчивость, и их электрические программы помогут им оставаться в игре, несмотря ни на какие временные сложности. Конечно, исключение из льготной программы в США – огромная потеря, делающая их отмеченные наградами электромобили малопривлекательными для покупателей. Поэтому корейцам предстоит сделать выбор: продавать минимальное количество электромобилей в США, пока они не начнут производиться в стране, или продавать в убыток, чтобы удержать покупателей от перехода на другие бренды (возможно сочетание того и другого варианта). Ожидается, что в этом году Hyundai выпустит две новые модели: Ioniq 6 появится летом, а Kona EV – вслед за ним. При этом, первый возглавит линейку электромобилей Hyundai до появления Ioniq 7 (ориентировочно, в следующем году), а Kona EV станет доступным электромобилем в нижнем ценовом сегменте. KIA недавно показала первые фотографии EV9 и намерена начать продажи в конце года. EV9 может быть самым смелым электромобилем, разработанным корейской промышленностью, в котором почти все характеристики концепта сохранятся в серийном производстве.

General Motors. Амбициозные планы и разочаровывающее исполнение.

Судя по смелым заявлениям, сделанным генеральным директором Мэри Барра, General Motors должна стать бесспорным лидером рынка электромобилей. Действительно, на бумаге у её брендов есть производственные мощности, контракты на поставки, и деньги для производства электромобилей, но платформа Ultium всё ещё является их слабым местом. В 2022 году GM произвела на Ultium смехотворно малое количество автомобилей: GMC Hummer и Cadillac Lyriq – всего менее тысячи единиц того и другого. В 2023 году GM планирует выпустить внедорожную версию Hummer, а также множество доступных электромобилей, таких как Chevrolet Blazer EV и Equinox EV. Ожидается, что последний будет продаваться всего за 30 тысяч долларов (2,2 млн рублей), и Мэри Барра считает это большим преимуществом, хотя Bolt EV показал, что доступный вовсе не означает успешный. Bolt стоил менее 25 тысяч долларов (1,9 млн рублей) с учётом налоговых льгот, но в 2022 году нашёл менее пятидесяти тысяч покупателей.

Самая ожидаемая премьера года – электрический Chevrolet Silverado, с помощью которого GM планирует завоевать кусочек прибыльного рынка полноразмерных пикапов. В настоящее время его лидерами являются Ford F-150 Lightning и Rivian R1T, но Tesla Cybertruck уже разминается на старте.

Что еще?

У Ford, в этом отношении, дела намного лучше. Он тесно связан с Volkswagen, и в большем количестве направлений, чем мы могли себе представить. Например, сегодня Ford готовится представить свой «среднеразмерный кроссовер», построенный на платформе MEB, и мы думаем, что это будет успешная модель, особенно в Европе. Информации пока мало, хотя мы ожидаем, что технически он будет похож на Volkswagen ID.4, а по дизайну напоминать миниатюрный Explorer.

Ещё одна захватывающая премьера этого года – Polestar 3, который технически аналогичен Volvo EX90. Шведский (или китайский) кроссовер станет первой моделью марки, построенной на заводе Volvo в Южной Каролине. При соответствующей цене Polestar 3 может стать одним из лидеров рынка на ближайшие годы.

Что касается японцев, то Toyota работает над своей электро-платформой следующего поколения и готовится к запуску Lexus RZ, в качестве роскошной версии Toyota bZ4X. По нашему мнению, едва ли RZ добьётся большего успеха, чем его собрат. В то же время Honda заключила контракты с GM, чтобы создавать свои кроссоверы на платформе Ultium, например, запланированный на следующий год Prologue. Но поскольку электрическая программа GM выглядит сомнительно, Honda, вполне вероятно, тоже может пострадать.

Как видите, глобальный автомобильный рынок постепенно переформатируется. Разумеется, в комментариях нам в очередной раз напишут, что всё это электричество – фантазии и бред, но цифры говорят сами за себя. Просто нам, с тремя зарядными станциями (две из которых в Москве) и пятью электромобилями, пока трудно в это поверить.

Оставьте комментарий