Как известно, указатель уровня топлива на приборной панели, определяет количество оставшегося в баке горючего. Однако в тот момент, когда вы думаете, что имеющаяся половина бака даёт вам возможность не беспокоится ещё какое-то время, оно вдруг быстро начинает исчезать. Так как же работают указатели уровня и какие факторы влияют на их точность?
Уровень или количество?
Прежде всего, указатель уровня топлива на приборной панели не измеряет количество топлива в баке, а показывает «высоту уровня», с помощью рычажного уровнемера, и преобразуя его в условное количество на приборной шкале. Уровнемер рычажного типа представляет собой устройство, состоящее из поплавка, всегда находящегося на поверхности, рычажка, и контактной платы переменного сопротивления. На одном конце рычажка крепится поплавок, а другой подключается к контакту переменного резистора. При расходовании топлива поплавок опускается вместе с уровнем, а контакт переменного резистора перемещается на большее значение сопротивления. Сопротивление увеличивается и ток, подаваемый на указатель уровня, уменьшается, перемещая стрелку указателя в сторону нуля (Е). Итак, указатель количества топлива основывается на изменении его уровня, поэтому если вы едете по холмистой или горной дороге, преодолеваете длительные подъёмы или спуски, стрелка или пиктограмма расхода топлива будет то внезапно подниматься, то стремительно падать.
Если стрелка показывает 1/2, это вовсе не означает, что осталась половина бака
Даже без учёта склонов, крутых поворотов или резких ускорений, значение указателя уровня не указывает точное количество топлива. Основной причиной этого является форма топливного бака. Если площадь его поперечного сечения одинакова, то добиться определённой степени точности можно, но в современных автомобилях бак чаще всего имеет более сложную форму. В результате, отсутствует линейная (пропорциональная) зависимость между высотой уровня и количеством топлива, и точность оценки снижается. Конечно, на некоторых моделях точная настройки значений (в соответствии с формой бака) существует, но заниматься этим на каждой – просто нереально. Поэтому следует помнить, что показания приборов уровня топлива всегда являются ориентировочными.
Сначала медленно, потом как из ведра
Многие полагают, что перемещение стрелки указателя уровня должно быть линейным, то есть она должна смещаться пропорционально расходу, но на деле всё обстоит иначе. Сначала стрелка перемещается по шкале медленно, но после прохождения отметки 1/2 стремительно клонится к горизонту. Во всём виноват эффект резервуара или воронки, заключающийся в том, что жидкость, сначала медленно, а затем быстро уменьшается, пройдя половину пути. Поскольку большинство топливных баков имеют форму перевёрнутого конуса, с большей верхней половиной, требуется время, чтобы уровень топлива упал. Так, после заправки «до полного» (F), положение стрелки долго не меняется, и она как будто замирает. Дело в том, что точка F на указателе топлива определяется верхним пределом количества топлива, которое может поместиться в баке. Таким образом, стрелка не сдвинется с места, пока не израсходуется топливо из заливной горловины. Кстати, в технических характеристиках автомобиля указывается заправочная ёмкость самого бака, а часть трубки, от заливной горловины к баку, в цифру заправочной ёмкости не включена. Таким образом, фактический объём топлива всегда немного больше вместимости бака.
Сколько можно проехать «на лампочке»
Указатель уровня оснащён терморезистором, для сигнальной лампы остатка топлива. Он представляет собой датчик, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Погружаясь в топливо, он охлаждается и значение его сопротивления растёт. Установлен он таким образом, что сигнальная лампа загорается, когда указатель уровня приближается к нулю (Е). Относительно количества топлива, остающегося при срабатывании контрольной лампы, единого стандарта не существует, поскольку точность самого указателя не идеальна и может варьироваться. В среднем, остаточный объём при включении сигнальной лампочки составляет от 4 до 6 литров, но есть автомобили, у которых это значение немного больше. Оно зависит от расхода, ведь с точки зрения автопроизводителя и сложившихся правил, с момента срабатывания сигнальной лампы должна сохранятся возможность проехать ещё около пятидесяти километров, чтобы добраться до заправочной станции. Сигнальная лампа тоже реагирует на изменения уровня, поэтому она будет включаться и выключаться при движении по склонам. В любом случае, как только она загорится, лучше всего немедленно заправиться, потому что искать АЗС в панике последних километров вредно для вашего психического здоровья. Так что вместо того, чтобы постоянно смотреть на указатель топлива и пытаться подсчитать оставшиеся километры, постарайтесь заправиться, не дожидаясь непредвиденной остановки на пустынной трассе.