Популярность гибридных автомобилей в Европе постоянно растёт, о чём красноречиво свидетельствуют показатели продаж.
Только в первой половине прошлого года было продано более полумиллиона гибридов. Во время городской езды они чаще всего работают в электрическом режиме, что экономично, и как ни безумно это звучит для русского уха – экологично. Но так ли выгодна эксплуатация гибрида зимой?
Популярность и преимущества гибридных автомобилей.
Гибриды стали вторым по популярности типом трансмиссии в Европейском союзе, заняв место за лидирующими дизельными двигателями. По данным ACEA, к концу 2021 года треть зарегистрированных легковых автомобилей имела гибридный привод. Наиболее востребованными являются так называемые классические гибриды (HEV), в которых электродвигатель только помогает двигателю внутреннего сгорания, и способен двигаться на чистом электричестве лишь пару-тройку километров. К их основным преимуществам относятся высокая эффективность, низкий уровень выбросов и отсутствие регламентного обслуживания. В отличие от нуждающихся в зарядке подключаемых гибридов (PHEV), энергия необходимая для питания электромотора накапливается во время работы основного двигателя и рекуперативного торможения. Недавние исследования показали, что автомобили с классической гибридной системой привода (HEV) используют электромотор в течение 77% времени работы в городском цикле. При спокойном стиле вождения они могут демонстрировать предельно низкий расход топлива – 3-4 литра на 100 километров. Однако существует мнение, что все преимущества гибридных автомобилей ощутимы только в тёплое время года, поскольку используемый в них электропривод чересчур чувствителен к отрицательным температурам. Так ли это на самом деле?
Как себя ведут гибриды зимой?
Зима – сложное время для всех автомобилей, независимо от типа привода. У бензиновых двигателей повышается расход топлива, у электромобилей снижается запас хода. Недавно мы писали, что гибрид HEV это тип автомобиля, который имеет два привода – экономичный двигатель внутреннего сгорания и один или несколько двигателей, питающихся от никель-металлогидридных аккумуляторов. Преимущества использования такой комбинации в зимних условиях видны уже при запуске. В условиях мягкой зимы гибридный автомобиль может начать движение именно с помощью электромотора. Благодаря своей простой конструкции он работает независимо от низких температур и моментально достигает максимальной мощности. Более того, есть возможность сразу включить обогрев, что обеспечивает комфорт и позволяет, например, легко удалить лёд со стёкол. Это отличает его от обычного двигателя внутреннего сгорания, который сначала должен достичь нужной рабочей температуры. Несмотря на весьма скромные габариты, гибридные батареи отлично работают даже в очень холодную погоду. Производители автомобилей этого типа гарантируют их бесперебойный запуск при температуре до минус 30°C. В экстремальных условиях, интеллектуальные системы сначала используют бензиновый двигатель, который передаёт тепло в систему кондиционирования воздуха, а потом переходят на электропривод.
Зимние характеристики гибрида, с точки зрения расхода топлива.
Повышенный расход топлива в зимний период – реальность для всех водителей. Этому способствует целый ряд факторов, таких как повышенное сопротивление качению, нагрев автомобиля, сложные условия вождения и пробки в крупных городах. Увеличение расхода топлива в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания является прямым следствием особенностей их работы: смазочные материалы, масла и жидкости густеют, что вызывает большее сопротивление, поэтому мотору требуется больше энергии для запуска и достижения оптимальной температуры. Современные гибриды тоже оснащены двигателем внутреннего сгорания, поэтому в морозы потребляют больше топлива и производят больше выбросов, чем в летний период. Кроме того, в альтернативном режиме двигатель внутреннего сгорания гибрида нагревается немного медленнее, чем в обычных автомобилях, где он работает непрерывно. В результате, по оценкам специалистов, в зимний сезон расход топлива гибридного автомобиля увеличивается в среднем на 15%, а автомобиля с ДВС – на 10. Но несмотря на это, гибриды всё равно более экологичны. Вспомним, что в городском цикле движения электрический двигатель работает до 77% времени, и зимой эта пропорция не меняется. Батарея в гибриде постоянно заряжается при торможении и движении на постоянной скорости, независимо от внешних температур. Если предположить, что традиционный автомобиль с ДВС потребляет восемь литров топлива, а гибрид пять литров, то это всё равно означает значительную экономию и заметное сокращение выбросов, что делает пусть и не большой, но вклад в сохранение нашей планеты и толщину вашего кошелька.