Вместе с первым возрождённым «Москвичом», сошедшим не так уж давно с конвейера, в интернете активизировались люди без мозга.
Причём, нельзя сказать, что это были исключительно подростки 12-14 лет. Вовсе нет! Среди «опытных комментаторов, имеющих компетенцию в автомобильной промышленности» оказались и вполне зрелые люди. Пересказывать, что они говорили, я не буду. Все итак помнят. А что же случилось по факту? Команда управленцев за считанные месяцы проделала огромную работу. Во-первых, сохранили персонал. Во-вторых, нашли партнёра в Китае. В-третьих, сформировали дилерскую сеть. В-четвёртых, уже сегодня готовы к сварке и окраске кузовов. В-пятых, продают свою продукцию по минимально возможной на сегодня цене – никто из конкурентов не предлагает аналогичные машины дешевле.
А ведь можно было всё просто профукать. Начнём с того, что на территорию завода «Москвич» уже много лет смотрят жадные глаза девелоперов, мечтающих поставить на его месте два-три десятка небоскрёбов. Но дельцы от недвижимости проиграли, а промышленное лобби выиграло, и это прекрасно – побольше бы таких побед. Не будем забывать и о том, что сегодня в стране дикий дефицит рабочих кадров. Если бы инициаторы сохранения завода немного промедлили, технические специалисты с «Москвича» разбежались бы кто куда. Набрать новый персонал в сегодняшних условиях практически нереально – разве что втридорога и без опыта работы в автопроме. Так себе перспектива. Найти технологического партнёра в Китае в условиях санкций – тоже нетривиальная задача. «АвтоВАЗ», например, до сих пор не может подыскать отважных китайцев, не боящихся санкций, для выпуска лицензионной модели под Питером (бывший завод Nissan). Вроде бы FAW согласился, и тольяттинцы даже выпустили опытную партию в сто машин, но потом счастье кончилось – азиаты испугались и вышли из партнёрства. Также безрезультатно до сих пор ищут партнёров для бывшего завода Mercedes в Солнечногорске. И пускай JAC у себя на родине не входит в первую десятку автопроизводителей (не входит он и во вторую), переговорщики «Москвича» оказались более успешными.
Проект возрождения «Москвича» можно считать успешным не только потому, что сохранена техническая команда, которая в кратчайший срок перешла к промышленной сборке и выстроила все необходимые цепочки от китайских поставщиков до российских дилеров, но ещё и потому, что на свет вытащили марку с богатой историей. Лично я рад, что у легендарного советского бренда теперь есть будущее. Ещё совсем недавно в это было невозможно поверить.
Конечно, у «Москвича» есть проблемы, и некоторые из них мы обнаружили в ходе тест-драйва. Мы поговорили об этом с представителями завода и их причины сейчас выясняются. Но проблемы есть у всех производителей, и для их устранения никто не стесняется объявлять отзывные кампании. Надеюсь, что и «Москвич» сообщит нам о результатах проверки. По крайней мере, я буду в это верить. И ждать.