Для нормального функционирования автомобиля важны многие компоненты, но без исправного аккумулятора не работает вообще ничего.
Среднестатистическая свинцовая батарея служит пять лет. Иногда этот срок сокращается до трёх лет, и очень редко достигает восьми-девяти. От чего это зависит?
Прежде всего, никакой аккумулятор не любит холода. Особенно гибельно для батарей сочетание мороза с недозарядом. Скажем, морозным утром вы завели машину и толком не прогрев добрались на ней до ближайшего метро. Ваш путь занял около десяти минут. Потом автомобиль весь день стоит неподвижно, а вечером ещё один мини-маршрут. За столь короткое время батарея не успеет полностью зарядиться, тем более, если включены фары, обогрев стёкол и сидений. Несколько таких дней, и аккумулятор недозаряжен. Хорошо, если батарея стоит под капотом и получает хоть какое-то тепло от мотора, а если в багажнике?
Поэтому самый известный способ продлить батарее жизнь – хотя бы один раз за зиму, перед сильными морозами, полностью зарядить её внешним зарядным устройством. Или устраивать раз в неделю марафон длительностью не менее 25-30 минут.
В меньшей степени аккумуляторы не любят жару. Раньше они регулярно выкипали, приходилось доливать дистиллированную воду. Сегодня подавляющее большинство батарей герметичны, и выкипание им не грозит. Зато грозят вибрации и тряска, когда батарея плохо закреплена. Проверьте, крепко ли она привинчена.
Ещё одна причина недозаряда – плохой контакт в клеммах. Хотя бы раз в год клеммы надо снять, очистить от окисла поверхность прилегания, смазать консервирующей смазкой, и снова присоединить. Применять для очистки клемм наждачную бумагу нельзя – воспользуйтесь напильником или перочинным ножом. Очищать надо и накидные клеммы, и свинцовые выводы аккумулятора, не забывая об их мягкости и податливости. Впрочем, на фирменных станциях эту процедуру и так проделывают при каждом ТО.
Там же проследят, чтобы ремень генератора был натянут. На большинстве современных машин натяжитель ремня автоматический, и не требует контроля. У таких автомобилей нужно следить лишь за износом ремня – чтобы он не был потрескавшимся или окончательно стёршимся.
Существенно влияет на жизнь аккумулятора и дополнительное оборудование. Конечно, чуть более продвинутый «аудиоцентр» или пара лишних противотуманок погоды не сделают. Но даже скромная электролебёдка, компрессор или мощная люстра на крыше может вызвать дефицит электричества. А если к этому добавить солидную аудиосистему с усилителем, автономный отопитель или питание жилого модуля, впору задуматься не только о более мощном генераторе, но и о батарее увеличенной ёмкости, или вовсе собрать альтернативную электросеть со своей батареей для всего этого. Такой выход на первый взгляд кажется чересчур сложным, но он обеспечит вам гарантированный пуск мотора даже в случае, если второй аккумулятор окажется посаженным.
Значительно сократить жизнь аккумулятора может постоянный разряд из-за возросшего потребления во время стоянки. Это может быть неисправная сигнализация, аудиосистема, или даже утечки в повреждённой проводке. Устранением подобных неприятностей должен заниматься автоэлектрик.
В заключение отважимся на совет, как самостоятельно определить состояние батареи. У некоторых из них имеется контрольный глазок, сквозь линзу которого можно увидеть поплавок, измеряющий плотность в одной из шести банок. Видимый зелёный цвет означает, что всё в норме, белый – батарея недозаряжена, чёрный – срок службы закончился. Впрочем, поскольку остальные пять банок никак не контролируются, способ этот можно назвать частично достоверным.
Более точно состояние батареи, а заодно и генератора, можно определить при помощи обычного вольтметра (тестера). Перед запуском мотора напряжение не должно быть меньше 12,7 вольт. Если ниже – аккумулятору не хватает заряда. Во время пуска (работы стартера) не падать ниже 10 вольт, а когда мотор заработает – быть около 14,4 вольт. Если при работающем моторе напряжение ниже 13,6 вольт, то проблема может быть не в батарее, а в генераторе или электросхеме (проводке). В любом случае, серьёзные отклонения от этих цифр означают необходимость уделить самое серьёзное внимание электричеству автомобиля и его батарее.
Текст Евгения Хапова