Короткая история Range Rover Classic

Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer, но превзошёл своего конкурента и попал совсем на другую орбиту.

Американские эксперименты с революционным полноприводником Jeep Wagoneer, удачно сочетавшим комфорт легкового автомобиля с возможностями вездехода, вызвали повышенный интерес во всём мире. Неудивительно, что такой гранд вездеходостроения, как английская компания Rover (тогда ещё самостоятельная), всерьёз задумалась о создании чего-то подобного. Тем более что маркетинговые исследования, проведённые британскими специалистами в середине 1960-х, выявили довольно неожиданные тенденции. Оказалось, что более 2/3 купленных Land Rover, которые в то время составляли львиную долю мирового парка внедорожников, используются не для преодоления целинных земель, а для поездок по обычным дорогам и более или менее активного отдыха. Руководство компании сделало правильные выводы, после чего стандартный Land Rover был улучшен за счёт: а) различного дополнительного оборудования, б) шестицилиндрового двигателя, который позволял разгоняться до 116 км/ч, в) появления комплектации De luxe, включавшей всё вышеперечисленное. Однако это было только начало.

Группа из двадцати инженеров под руководством Чарльза Спенсера Кинга взялась за проектирование нового полноприводного автомобиля, который должен был стать чем-то вроде британского ответа Jeep Wagoneer. За внешний облик будущего «100-дюймового универсала» (условное название проекта) отвечала дизайн-студия компании, во главе которой стоял Дэвид Бэч.

ЧТО ЗНАЧИТ VELAR

Первый трёхдверный прототип был готов в 1967 году. Уж так совпало, что в этом же году Land Rover потерял самостоятельность, став частью British Leyland Motor Corporation – концерна, который должен был помочь решить финансовые проблемы всех вошедших в него фирм и фирмочек, а на деле стал для большинства из них братской могилой.

Первый комфортабельный внедорожник компании Land Rover отличался упрощенной передней частью, похожей по дизайну на Land Rover. Любопытно, что до 1970 года было построено еще около 40 опытных (а фактически мелкосерийных) машин, которые, дабы конкуренты ничего не заподозрили раньше времени, носили абстрактное имя Velar. По одним данным, это означало Vee Eight Land Rover, то есть Land Rover с V8. По другой остроумной версии, во время испытаний в особо непролазной грязи у самого первого экспериментального автомобиля случайно отвалилась одна литера. А первоначально машину звали Velare, что на итальянском языке означает «прикрывать».

С точки зрения конструкции, Velar напоминал самые современные на тот момент американские внедорожники. Например, подобно Ford Bronco (1966 год), новый Rover получил длинноходную зависимую подвеску. Причём, если американцы серьёзно сэкономили, оставив сзади рессоры от обычного пикапа, то англичане установили пружины с рычагами и спереди, и сзади. Интересно, что для лучшей управляемости задняя подвеска была оснащена дополнительным центральным треугольным рычагом с собственным амортизатором Boge Hydromat. При этом подвеска монтировалась на солидной раме лестничного типа.

Под капотом установили наиболее мощный на тот момент роверовский мотор – V8, рабочим объёмом 3532 куб. см с двумя карбюраторами Stromber-Zenith, который был не чем иным, как лицензионным двигателем General Motors (точнее, Buick 215) образца 1961 года. Правда, в сравнении с легковой версией, мотор внедорожника дефорсировали (за счёт уменьшения степени сжатия) со 151 до 132 л. с., что не могло не порадовать будущих владельцев, потому что позволяло заливать в бак бензин с октановым числом 90 вместо 100. При расходе по городу под 20 л/100 км это было важно. Крутящий момент англо-американской воcьмёрки составлял 251 Нм.

Коробку передач предлагали только ручную четырёхступенчатую. Раздаточную коробку – двухступенчатую, привод – постоянный полный. На первых 250 автомобилях межосевой дифференциал оснащали муфтой повышенного трения, потом он получил принудительную блокировку. Рулевое управление – без усилителя (он появится только после первой модернизации в 1973 году), зато тормоза на всех колёсах – дисковые с вакуумным усилителем. Иначе, по мнению английских инженеров, останавливать быстроходную (155 км/ч) и тяжёлую (1 724 кг), несмотря на алюминиевые панели кузова, машину, было бы затруднительно. К слову, динамика у Velar была вполне легковая, по тогдашним меркам, разумеется. До 100 км/ч он разгонялся за 16,6 секунды. Габариты были следующими: длина 4 470 мм, а ширина и высота – 1 780 мм.

17 июня 1970 года Velar наконец-то пошёл в серию под названием Range Rover. Необычный внешний вид, не похожий на дизайн тогдашних утилитарных внедорожников, и неплохие ходовые качества, мгновенно вызвали ажиотажный спрос. Масло в огонь подлил сравнительно небольшой объём производства, поскольку возможности английских автопромышленников не шли ни в какое сравнение с американскими. Тем более, что из-за плохого менеджмента огромная, но неповоротливая British Leyland стала испытывать серьёзные финансовые трудности. что не только мешало быстро нарастить выпуск популярной модели, но и не давало возможности запустить в серию четырёхдверную модификацию, которая была готова в 1972 году. Зато Range Rover стал первым и последним автомобилем, который был выставлен в Лувре как эпохальное произведение искусства и эталон дизайна.

Поначалу Range Rover можно было назвать шикарным разве что в сравнении с такими простыми рабочими лошадками, как советский «УАЗик» или американский Jeep CJ5. Судите сами: ни кондиционера, ни АКП, ни богатой отделки – только легко и быстро моющийся винил, пластмасса и резиновые коврики на полу. Характерно, что часть новых английских внедорожников даже переделывали в санитарные фургоны и пожарные машины. Причём существовали варианты как с колёсной формулой 6х6, так и 4х6 (с обделённой приводом третьей задней осью).

ЧЕТЫРЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ДВЕ

Первым, кто додумался сделать Range Rover по-настоящему роскошным, стал швейцарец Питер Монтеверди. Он полностью переработал дизайн и интерьер, использовав для отделки кожу и дерево. Кроме того, Монтеверди немного уменьшил клиренс, переставив автомобиль на литые диски. Но самое интересное у доработанного Range Rover, который стал называться Monteverdi Safari, было под капотом. Место компактного Buick занял солидный Chrysler, объёмом 5.2 литра (152 л. с.), что серьёзно улучшило динамику. Для того, чтобы стрелка спидометра преодолела путь от отметки 0 до отметки 100, теперь требовалось всего 13 секунд. Для тех же, кто хотел погорячее, можно было заказать модификацию с мотором Chrysler 7.2 литра (300 л. с.). Ныне такой хот-род представляет немалую коллекционную ценность.

Увы, Safari выпускали недолго – с 1976 по 1979 год. Причём в последний год весьма и весьма мелкосерийного производства, Монтеверди построил четырёхдверную версию. Говорят, она настолько понравилась Майклу Эдвардсу – новому директору British Leyland, что ему захотелось запустить нечто подобное в серию. С опытной четырёхдверки пятилетней давности сдули пыль, и в 1981 году она добралась до конвейера. При этом, на год раньше вышла и первая лимитированная серия Range Rover Monteverdi с обычным роверовским мотором, но дополненным турбонаддувом. Мощность этого автомобиля составляла 205 л. с. Отличить его от более поздней стандартной машины можно было по улучшенной отделке, колёсным дискам из алюминиевого сплава и, конечно, табличке Monteverdi на радиаторной решётке.

После творения Монтеверди лимитированные серии Range Rover стали появляться регулярно. Типичный пример – In Vogue (1983 год), созданный по мотивам модели, построенной в единственном экземпляре, специально для рекламной фотосессии журнала Vogue. Машину красили только в бледно-голубой металлик, и при этом она отличалачь отделкой из ценных пород дерева, кожаной обивкой и настоящими, а не резиновыми ковриками даже в багажном отделении. Кроме того, вся тысяча экземпляров In Vogue получила кондиционер и автоматическую трёхступенчатую коробку передач Chrysler A727. С ней расход топлива по городу перешагнул за 22 литра. Впрочем, для тех, кто хотел сэкономить, в том же 1983 году была выпущена модификация с 5-ступенчатой ручной коробкой передач.

АМЕРИКАНЕЦ

К середине 1980-х уцелевший после топливного кризиса осколок British Leyland – Jaguar-Rover-Triumph, отправилcя в свободное плавание. Чтобы выжить, ему требовалось найти покупателей на дорогой и прожорливый Range Rover, который бережливые европейцы приобретали не так чтобы очень охотно. Оставался только один выход – покорять богатый североамериканский рынок. Тем более, обстоятельства тому благоприятствовали. Во-первых, единственный на тот момент американский люксовый внедорожник Jeep Grand Wagoneer начал надоедать даже фанатам. Во-вторых, Range Rover официально в США не продавался, а потому вполне можно было рассчитывать на эффект новизны. Ну и наконец, европейские автомобили традиционно воспринимались американской публикой как нечто эксклюзивное и более привлекательное, чем продукция отечественного производителя.

А дальше за дело взялись дизайнеры. Выставленные на показ дверные петли стали историей, горловину бензобака прикрыли лючком, как на легковых автомобилях, появился непрактичный, но весьма необходимый для движения на больших скоростях передний пластиковый спойлер, радиаторную решётку украсил более мелкий рисунок с горизонтальными «брусьями», а на бампере поселились аккуратные треугольники струйных омывателей фар.

16 марта 1987 года рестайлинговый Range Rover появился в салонах американских дилеров. Учитывая пожелания покупателей, его уже в стандартной комплектации оснащали кондиционером, круиз-контролем, 4-ступенчатым автоматом ZF и всеми доступными на тот момент предметами роскоши, включая люк с электроприводом. За отдельную плату можно было получить набор хрустальных бокалов и откидные деревянные столики для всех трёх пассажиров заднего кожаного дивана. Кстати, для любителей бездорожья предлагали водостойкие чехлы, защищавшие дорогую кожу.

ПЕРВЫЙ ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ

Американцы были в восторге! Тем более что Chrysler на вызов не ответил, и свой Jeep Grand Wagoneer всерьёз модернизировать не стал. В результате, когда-то простоватый Range Rover теперь превосходил его по всем статьям. Особенно после того, как в 1988 году выпустили модификацию с рассверленным до 3.9 литра V8 мощностью 182 л. с., оснащенным электронным впрыском Bosch. Англичанин оказался намного мощнее и подвижнее янки. А главное, он предлагал уровень комфорта представительского автомобиля, что для внедорожника было тогда в диковинку.

Для европейских покупателей в 1986 году выпустили свою версию с 2.4-литровым турбодизелем итальянской фирмы VM, мощностью 112, а потом и 114 л. с. С этим мотором Range Rover расходовал не более 12 литров дизельного топлива на 100 км пробега. Впрочем, на этом работа над машиной не закончилась и в 1989 году Range Rover первым из вездеходов обзавелся АBS.

В 1992 году появляется в очередной раз модернизированный V8, который подрастает в объёме до 4.2 литра и развивал 202 л. с., электронная антипробуксовочная система и, самое интересное, пневматическая подвеска всех колёс. До этого пневмобаллонами могли похвастать только грузовики, автобусы, да избранные легковые автомобили высшего класса. Пожалуй, к этому моменту Range Rover становится не только самым комфортабельным, но и самым совершенным и сложным внедорожником в мире.

Пневматика позволила решить проблему управляемости на максимальной скорости в 180 км/ч, не жертвуя проходимостью. Нажав соответствующую кнопку, владелец Range Rover Classic (так он стал называться в 1994 году, когда после выхода новой модели был оставлен на конвейере) мог по желанию либо прижаться к асфальту, либо максимально увеличить клиренс для езды по пересечённой местности. Причём при достижении скорости 80 км/ч умная электроника сама уменьшала дорожный просвет до минимума. В 1996 году классический Range Rover стал достоянием истории. Всего за 26 лет конвейерной жизни было выпущено 317 615 экземпляров, многие из которых до сих пор на ходу.

Оставьте комментарий