Toyota Lunar Cruiser будет использовать технологию регенеративных топливных элементов

Из-за пандемии COVID-19 мы почти забыли о дерзких планах Toyota покорить Луну с помощью ровера из научно-фантастических фильмов, но теперь японцы снова вернулись к этой теме, и то что они собираются сделать, похоже на попытку покорить не только Луну, но и наш мир. Мы имеем ввиду мир офф-роуда. 

В 2018 году Илон Маск совершил самый большой маркетинговый трюк и запустил настоящий автомобиль в космос. Вы наверняка помните вишнёво-красный родстер Tesla, управляемый Старменом – манекеном в космическом комбинезоне SpaceX, слушающим песню Дэвида Боуи Space Oddity. Когда-нибудь в будущем, человечество вероятно ещё встретится с этой машиной или тем, что от неё осталось, а пока мы снова хотим высадиться на Луне. Впервые человек ступил на поверхность естественного спутника нашей планеты в исторический день 20 июля 1969 года. В то воскресенье два американских астронавта, Нил Армстронг и Эдвин «Базз» Олдрин, сделали свои первые шаги по лунной пыли. Год спустя первое колёсное транспортное средство, а именно советский «Луноход-1», оставил там свои следы. По сути, он был роботом с дистанционным управлением и небольшим запасом хода. В 1971 году Америка отправила на Луну первый луноход, которым мог управлять астронавт. В то время это произвело на автолюбителей почти такой же эффект, как выходка Маска почти полвека спустя.

Кстати, лунный автомобиль миссии Apollo был внедорожником. Четырехколёсный ровер, построенный Boeing, мог перевозить двух астронавтов с оборудованием, и приводился в движение электромотором с аккумулятором  В каком-то смысле это был лунный Jeep Willys времён Второй мировой войны: крошечный, надёжный, маломощный. Но завтрашним космическим миссиям понадобится нечто напоминающее Hummer или большой внедорожный пикап, способный защитить команду от космической радиации и стать научной лабораторией на колёсах. Именно таким должен получиться Toyota Lunar Cruiser. Кстати, «Lunar Cruiser» – это рабочее название, которое любят использовать журналисты. Его официальное обозначение «пилотируемый марсоход для исследовательских миссий на Луне».

Напомним, в 2019 году Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) подписало трёхлетнее соглашение о совместных исследованиях с крупнейшим японским автопроизводителем Toyota Motor Corporation. Их целью была разработка, производство и тестирование прототипов марсоходов, которые в 2029 году будут высажены на поверхность Луны. Интересно, что изначально прототип задумывался как «модифицированная версия стандартного внедорожника», но сегодня для всех очевидно, что в этом Lunar Cruiser нет ничего, что напоминало бы серийный Land Cruiser.

Характеристики будущего марсохода совпадают с характеристиками многих транспортных средств, которые нам приходилось видеть в фантастических фильмах. Его длина около шести метров (это размер пикапа Ford F250, хотя японцы предпочитают сравнение с «двумя микроавтобусами»), а высота 3,8 метра. Предполагается, что жилая площадь составит 13 кв. метров, чтобы в экстренной ситуации там могли поместиться два, а то и четыре человека. Наиболее критичным пунктом техзадания является «дальность пробега по лунной поверхности» в десять тысяч километров, которую марсоход должен поддерживать в течение 42 дней, или запас хода в тысячу километров при полной заправке водородного бака. И как же японцы этого добьются?

Toyota делает ставку на регенеративные топливные элементы.

Все мы знаем, что до недавнего времени Toyota демонстративно игнорировала электромобили, поскольку её босс считал, что будущее за водородными двигателями на топливных элементах. Нет сомнений в том, что технология топливных элементов займёт своё место в транспорте будущего, но в отношении небольших автомобилей и внедорожников шансы на это невелики. Мы придерживаемся мнения, что водород больше подходит для условно тяжёлого транспорта, такого как морские суда, самолёты и поезда. Так это или нет – покажет время, а пока давайте посмотрим, что представляет собой технология регенеративных топливных элементов.

Мы уже знаем, что топливные элементы преобразуют водород и кислород в электричество и водяной пар, однако это может работать и наоборот, превращая электричество и воду в водород и кислород. Короче говоря, регенеративный топливный элемент обеспечивает двухрежимную работу. Почему это важно на Луне? Потому что во время своей миссии, Lunar Cruiser придётся работать лунной ночью – 14-дневным (!) периодом полной темноты, без какого-либо солнечного света. Современные аккумуляторы, способные обеспечить энергией в течение двух недель, слишком тяжелы и велики для мобильных транспортных средств подобных марсоходу, а значит их использование на тёмной стороне Луны практически невозможно. Именно поэтому такой важной становится технология регенеративных топливных элементов. Конечно, предстоит преодолеть немало серьёзных проблем, наиболее важные из которых связаны с весом, ведь Lunar Cruiser нуждается в лёгких резервуарах для водорода и воды. В решении этой задачи Toyota сотрудничает с Mitsubishi Heavy Industries, накопившей немалый опыт в применении судового электролиза. Сначала водород и кислород будут доставляться с Земли, а система регенеративных топливных элементов будет превращать их в воду для охлаждения и питья, а при необходимости – в кислород для экипажа. Но в будущем учёные планируют использовать лунную воду, чтобы система регенеративных топливных элементов автономно обеспечивала людей на Луне кислородом и водой… Звучит фантастически, не правда ли?

 

Неудивительно, что Toyota активно использует Lunar Cruiser для своих маркетинговых целей на Земле. Говорят, что лунный опыт применения регенеративных топливных элементов в ближайшем будущем будет применяться и на нашей планете. Представители Toyota уже презентуют «города, в которых можно жить вечно» и «высокоэффективное производство водорода с использованием солнечного света, достаточно компактное и лёгкое, чтобы его можно было устанавливать в автомобили». В любом случае, Маска должен волновать не только Твиттер, потому что будущее Tesla, как и любой другой компании делающей ставку на аккумуляторы, под большим вопросом. Так это или нет – пока неясно, но регенеративные топливные элементы должны стать реальностью уже в конце этого десятилетия, если, конечно, всё пойдёт согласно плану. С другой стороны, аккумуляторные технологии тоже не стоят на месте, и примерно к 2030 году твердотельные батареи получат самое широкое распространение. В общем, борьба будет нешуточной!

Кроме всего прочего, любителям бездорожья наверняка будет любопытно узнать, как результаты проекта Lunar Cruiser отразятся на будущей линейке внедорожников Toyota. Настоящий вездеход, способный обеспечить практически абсолютную свободу в выборе пути и неограниченный пробег – мечта многих из нас. Семейство Land Cruiser не раз доказывало своё превосходство, а теперь оно может стать по-настоящему экологичным, сменив название с «Land» на «Lunar». Маску останется кусать локти, потому что свобода Toyota больше не будет ограничиваться нашей планетой.

Оставьте комментарий