У каждого владельца кроссовера или внедорожника рано или поздно возникает мысль о радикальном увеличении проходимости своего автомобиля. Некоторые при этом пускаются во все тяжкие и начинают «строить машину», используя дорогущие подвески, гигантские шины и так далее.
Но это долго, дорого и не всегда оправдано. А есть ли какая-нибудь альтернатива? Один из самых простых вариантов – использование «браслетов» противоскольжения. Традиционно считается, что эти устройства полезны только зимой, в глубоком снегу или на льду. Однако, на самом деле, они значительно увеличивают проходимость машины на любой поверхности и в любых условиях. Каков же принцип их работы? Устройства, надетые на колесо, превращают его в подобие шестерёнки, способной цепляться за что угодно, по примеру гусеницы трактора. Различия только в конструкции и способе надевания. Для монтажа на колесо одних цепей нужно поддомкрачивать машину, другие приходится расстилать и наезжать на них, но самые актуальные браслеты не требуют подготовительных действий. Их можно надеть в момент, когда они действительно нужны, даже если машина уже застряла, в отличие от цепей, которые нужно устанавливать заранее. Однако среднестатистический владелец стандартного внедорожника или кроссовера, едва ли станет утруждать себя сначала монтажом, перед преодолением сложных участков, а затем их последующим демонтажом. Кому охота пачкаться? Поэтому наиболее простой способ повысить проходимость в нужный момент, это использовать браслеты. Их можно бросить в багажник и доставать оттуда при необходимости. К счастью, много места они не занимают.
Итак, купив браслеты, первым делом изучите инструкцию. Промышленность выпускает много похожих конструкций, которые, тем не менее, имеют различия. Впрочем, ряд советов применим для всех их вариантов. Во-первых, даже браслеты лучше всё же надеть заранее. Меньше испачкаетесь и быстрее всё сделаете. Подчеркнём еще раз, испачкаетесь вы в любом случае, но если «до», а не «после», то значительно меньше! И при любом раскладе, если бездорожье и грязь гарантированы, обязательно бросьте в багажник куртку, которую не жалко, а также одноразовые перчатки. Во-вторых, если основной привод у вашей машины передний, то браслеты в первую очередь ставьте на передние колёса. Если задний – задние. Обычно они продаются комплектами на пару колёс. Можно, конечно, надеть их на все колёса сразу, но это долго, утомительно, и в большинстве случаев не имеет особого смысла. Вообще-то, при прочих равных, лучше ставить браслеты на задние колёса, потому что они не поворачивают, а только толкают. Их минус на управляемых колёсах в том, что при полностью вывернутом руле слишком сильный зацеп может привести к обрыву привода. А это обездвижит машину. Кроме того, браслеты на передних колёсах могут задевать за арки.
Отсюда возникает третье требование. Если браслеты ставятся на передние колёса, то при вывернутом руле мы НЕ ГАЗУЕМ, а едем тихонечко, внатяг. Задача – заранее набрать некоторую, относительно небольшую скорость, и стараться её поддерживать. Если машина встала, то предпочтительнее сдать немного назад и попробовать преодолеть сложное место по другой траектории, а не утапливать педаль в пол. Еще один способ – надевать цепи или браслеты на колёса по диагонали: на одно переднее, например, левое, и одно заднее, например, правое. Такой способ подойдёт для машин с блокировкой межосевого дифференциала, либо для тех, у которых межосевого дифференциала вообще нет. Можно надеть браслеты (один или пару) на то колесо, которое застряло и беспомощно буксует. Благо конструкция позволяет. А выехав, сразу снять или двигаться дальше не спеша. А как с передвижением с надетыми цепями по асфальту? Можно, но только на небольшие расстояния, потихоньку, не более 30 км/ч на мягком грунте и 15 км/ч на льду или по щебёнке. Езда по асфальту запрещена, помните об этом. Следует иметь в виду, что цепи и браслеты в процессе движения нужно обязательно время от времени подтягивать. Иначе они могут повредить машину.
Повторим ещё раз:
Надевайте браслеты заранее, а то сильно испачкаетесь.
Возите с собой куртку, которую не жалко измазать, и перчатки.
Оснащайте браслетами ведущую ось.
Двигайтесь потихоньку, не газуя. И никогда не газуйте с вывернутыми передними колёсами, если на них надеты браслеты.
Не забывайте время от времени их подтягивать.