Силами ста рабочих он собирает тридцать тысяч автомобилей в год.
Процесс производства на сингапурском заводе по выпуску электромобилей Hyundai, напоминает сцену из далёкого утопического будущего. Робот-собака из Boston Dynamics ходит вокруг и следит за качеством, автономные роботизированные руки тщательно закручивают болты и устанавливают дворники, а беспилотные транспортёры перемещают компоненты на разные участки завода. При таком количестве автономного оборудования, присутствие человека вызывает удивление. Шестьдесят процентов задач выполняются роботами, а для производства тридцати тысяч автомобилей в год необходимо всего сто рабочих. «Это не автомобильный завод, это микро-фабрика» – описывает производство Wall Street Journal. «Её цель – переосмыслить идеи Генри Форда и заново изобрести конвейер, выпуская автомобили в «клетках», а не на традиционной производственной линии. Интересно и то, что завод Hyundai намного меньше традиционных заводов. Например, тесловская Gigafactory в Техасе занимает площадь более 92 гектаров, что примерно равно ста футбольным полям, и способна производить более 250 тысяч электромобилей в год. Завод Hyundai в Сингапуре занимает около семи гектаров, а годовая производственная мощность составляет тридцать тысяч машин.
На обычной конвейерной линии, автомобиль собирается шаг за шагом, по мере его движения по ленте, и каждый рабочий специализируется на своей конкретной задаче. Здесь же, люди и роботы работают в тандеме. Завод разбит на ячейки, где роботы устанавливают определённые компоненты, после чего автомобиль переходит в следующую зону. Принципиальным отличием является то, что ячейки можно быстро перепрограммировать на работу над совершенно другой моделью. Традиционные сборочные линии в этом случае потребуют значительного переоснащения. Стоит отметить, что завод в Сингапуре – это скорее демонстрация технологий и возможностей производства, он создан для городских районов, где пространство жёстко ограничено. Конечно, в ближайшее время не стоит ожидать революции производства, особенно после недавних забастовок профсоюзов автомобильной промышленности по всему миру, во время которых рабочие выразили свои опасения по поводу массового внедрения роботов и искусственного интеллекта, лишающих их рабочих мест. Это обоснованное беспокойство, особенно когда осознаешь, что на заводе, который может производить тридцать тысяч машин, работают всего сто человек. А куда деваться остальным?
Собирается ли Hyundai расширять подобную практику? Найдёт ли она поддержку у других производителей? Ответа на эти вопросы пока нет, но поскольку отрасль всё активнее использует искусственный интеллект и автоматизацию, для повышения эффективности и сокращения затрат, за этим безусловно нужно следить.