Дизайн китайских машин пока не дотягивает до уровня глобальных брендов из Европы, Японии и Америки, но уже вплотную к ним приблизился. Так кто же создаёт новый образ китайского автопрома? Оказывается, многие из этих людей весьма знамениты, и многие из них – немцы.
Прошли те времена, когда увидев автомобиль из Поднебесной мы задавались вопросом «кто придумал этого урода»? В какой-то момент китайские бренды начали копировать именитые западные марки, что иногда рождало ещё более фантастических тварей. Но сейчас они начали приобретать своё собственное лицо. О фирменном языке дизайна и «фамильных чертах» речь пока не идёт, но китайский автопром, нацеленный на завоевание международных рынков, начал предлагать модели с оригинальными современными образами, созданными, как правило, западными дизайнерами. В растущей конкурентной среде, китайские автопроизводители используют не только конструктивные элементы и технические разработки «старших братьев», но и стремятся нанять специалистов, ни один год проработавших в немецких, британских, итальянских или американских дизайн-центрах. Вот лишь некоторые из них.
Вольфганг Эггер – BYD.
Одним из самых известных европейских дизайнеров, давно переехавших в Китай, является Вольфганг Эггер, с 2017 года занимающий пост директора по дизайну BYD. Ранее он занимал аналогичную должность в AUDI, Lamborghini, Alfa-Romeo и SEAT. Роль Эггера заключается в курировании наиболее важных проектов брендов, с которыми он сотрудничает (среди них SEAL, DOLPHIN, HAN и ATTO 3).
2016-настоящее время – BYD
2007-2013 – AUDI
2001-2007 – Alfa Romeo
2001-2001 – Lancia
1993-2001 – SEAT
1989-1993 – Alfa Romeo.
Клаус Зисора Бишофф – Changan.
Ещё одним немцем и стилистическим отцом многих известных европейских автомобилей является Клаус Зисора Бишофф, дизайнер, создавший Volkswagen Golf VII и VIII, а также всю линейку ID – от ID.3 до ID Buzz. Он подписал контракт с Changan в конце 2023 года, став руководителем отдела дизайна всей группы Changan, Зисора отвечает за определение эстетики новых автомобилей китайского бренда, а также новых электрических автомобилей компании, таких как Avatr и Deepal.
2023 – Changan
2007-2023 – Volkswagen.
Крис Томассон – NIO.
Из Америки в Китай приехал Крис Томассон, промышленный дизайнер, который после работы в BMW и Ford, в 2015 году устроился в NIO, китайский стартап по производству электромобилей, называвшийся тогда NextEV. Сейчас Томассон является вице-президентом по дизайну и директором центра дизайна китайского бренда в Мюнхене, где разрабатывается имидж всех его новых моделей, начиная с суперкара EP9 и заканчивая флагманом Nio ET7, который уже продаётся в некоторых странах Европы. В баварской команде NIO работают Рауль Пирес-младший (бывший дизайнер Bentley, Italdesign, AUDI и Great Wall) и Адиль Бенвадих (Aston Martin, AUDI и Opel).
2015-настоящее время – NIO
2014-2015 – BMW/Ford
1992-1998 – BMW.
Стефан Зилафф – Geely.
Среди большого количества немецких дизайнеров, создающих новые китайские автомобили, есть и Стефан Зилафф, воплотивший формы AUDI A1 и A7 Sportback, Mercedes-Benz CLS и Bentley Bentayga. С 2021 года Зилафф работает в Geely Group, в КАкой из всего этого можно сделать должности вице-президента по глобальному дизайну (в шведской штаб-квартире в Гётеборге). Именно он определяет новый стиль всех брендов группы, таких как Geely, Zeekr, Lynk & Co, Volvo, Polestar, LEVC, Lotus и Smart. Среди западных дизайнеров, работающих в группе Geely, финка Камилла Кропп (Lotus), швед Ларс Фальк (Zeekr), Хавьер Гарсиа-Гальярдо (Zeekr) и Горан Озболт, возглавляющий Центр инновационного дизайна в Милане.
2021 – Geely
2015-2021 – Bentley
2012-2015 – Volkswagen
2005-2012 – AUDI
2002-2005 – Daimler.
Понтус Фонтеус – GAC.
При создании новых автомобилей, китайский гигант GAC тоже полагается на западных специалистов. Например, шведско-американский дизайнер Понтус Фонтеус совмещает сразу две позиции – директора GAC Advanced Design в Лос-Анджелесе и технического директора Центра исследований и разработок GAC в Китае. Фонтеус, который участвовал в разработке Volvo V40 и V60, а также американского Faraday Future, с 2017 года работает в дизайн-центре GAC в Калифорнии. Напомним, что у GAC есть дизайнерская штаб-квартира и в Италии, а именно в Милане. Руководит ей француз Стефан Жанен.
2017-настоящее время – GAC
2015-2017 – Faraday Future
2007-2010 – Volvo
2004-2007 – KIA
2001-2004 – Volkswagen
1996-2001 – Renault
1993-1996 – General Motors.
Хённинг Нопфле – Dongfeng.
Если уж мы говорим о китайских автомобильных гигантах, нельзя забывать о Dongfeng Group, в которой с 2021 года работает немецкий дизайнер Хённинг Нопфле. Он руководит техническим центром Dongfeng Motor Corporation в Ухане и отвечает за дизайн брендов Forthing, Voyah и Aeolus. А руководителем подразделения Advanced Design Shanghai является Эндрю Коллинсон.
2021 – Dongfeng
2021 – Great Wall Motor
2019-2021 – Dongfeng
2019 – Volvo Truck.
Эндрю Дайсон – Great Wall Motors.
Предметом гордости и главным дизайнером группы Great Wall Motors (теперь сокращённо называемой GWM), является создатель таких знаковых автомобилей, как Volkswagen Touareg первого поколения, Chrysler Crossfire, Saab 9-5 и Opel Mokka. Его зовут Эндрю Дайсон. Дайсон является директором по дизайну GWM с 2022 года и отвечает за будущий имидж брендов Haval, WEY, ORA и Tank.
2022 – Great Wall Motors
2007-2021 – Opel
2000-2007 – Chrysler
1989-2000 – Volkswagen
1988-1990 – Jaguar Land Rover.
Джайлс Тейлор – FAW.
Среди первых европейских дизайнеров, начавших сотрудничать с китайскими производителями, был британец Джайлс Тейлор, который в 2018 году стал директором центра развития стиля FAW в Мюнхене. В портфолио Тейлора создание таких автомобилей как Citroën Xsara, Jaguar XJ (2010) и Rolls-Royce Phantom (2017).
2018 – FAW
2011-2018 – Rolls-Royce
1996-2011 – Jaguar
1992-1997 – Peugeot Citroen.
Сайдин Османцевич – Chery.
Совсем недавно молодой и амбициозный Сайдин Османцевич присоединился к команде Chery Automobile, в качестве главы дизайн-центра в Уху. Боснийский дизайнер уже обозначил очертания нового кроссовера Chery Tiggo 11, а также нескольких новых и обновлённых моделей марок Fulwin и Cougar. До прихода в Chery Османчевич работал в Skoda, Ford и Great Wall.
2023 – Chery
2021-2023 – Great Wall Motor
2019-2021 – Ford
2016-2019 – Skoda
2014-2015 – BMW.
Рафик Ферраг – Xpeng.
Огромное расстояние от Франции до Китая преодолел дизайнер Рафик Ферраг, в 2023 году ставший директором по дизайну китайского электрического стартапа Xpeng. Присоединившись к большой команде офиса в Гуанчжоу в 2017-м, Ферраг был назначен директором по внешнему дизайну Xpeng в апреле 2023 года и теперь отвечает за стиль летающего автомобиля Xpeng Aeroth.
2018-настоящее время – Xpeng
2012-2017 – Honda
2010-2011 – Peugeot Citroen.
Бенджамин Баум – Li Auto.
Ещё один китайский стартап, и ещё один немецкоязычный дизайнер. Мы говорим о Li Auto – новой компании, базирующейся в Пекине. Она начинала с гибридных технологий, с увеличенным запасом хода, а теперь перешла на чистое электричество, выпуская такие модели как Li Auto Mega, которую создавал Бенджамин Баум. Несмотря на юный возраст, он успел постажироваться в Porsche, где помогал определить линию дизайна 911-й (поколение 992), а в 2022 году приехал в Пекин, для работы над кроссоверами Li Auto L7, L8 и L9.
2022 – Li Auto
2011-2020 – Porsche
2011 – AUDI.
Какой из этого можно сделать вывод? Он довольно очевиден. Если китайцы, как считают многие наши соотечественники, когда-нибудь и смогут занять в автомобильном мире ведущие позиции, делать им это придётся с помощью западных специалистов.